Большой разговор: Надежда Козулина и её уроки рисования

Меня зовут Надя, через пару недель мне будет 30, и я учу рисовать взрослых, которые во вполне зрелом возрасте первый раз взялись за карандаш. Как это вышло?

Я коренная москвичка, хотя к основной теме рассказа это почти не имеет отношения. Моя бабушка жила рядом с зоопарком, и окна у неё выходили на слоновник, представьте! А родилась я в роддоме на Арбате и выросла на Тверском бульваре, в огромной коммуналке с высоченными потолками и трёхстворчатыми окнами. В школу я ходила в переулок у Большой Никитской, у театра Маяковского — там-то всё и началось…

Гуманитарные и технические предметы давались мне одинаково хорошо, и я помню свои мучения в последние годы: куда поступать, какую профессию выбрать? Поступила в технический ВУЗ. Что я там делала, трудно понять… Но по стечению обстоятельств уже на третьем курсе я пошла работать, искала что-нибудь, что можно совмещать с учёбой, и устроилась помощником дизайнера. Мне было ужасно интересно! Ну и, слово за слово, от помощников за пару лет в дизайнеры, а там и рисовать научиться не грех, я начала брать уроки рисунка. И тут — я совершила удивительное открытие. У меня получалось! И совсем неплохо!

Да, я всю жизнь обожала всё связанное с рисованием, что мне попадалось: карандаши, блокноты, краски, книжки с картинками, мультфильмы…но всё это было для меня каким-то отдельным сказочным миром. Художников и вообще людей, хоть как-то связанных с творчеством, в семье и друзьях не было, и я никогда не пыталась всерьёз заняться рисованием самой. Почему?.. Я до сих пор чувствую себя странно, когда об этом рассказываю, это какая-то история гадкого утёнка. Как-то так вышло, что вокруг меня ничего этого не было, что мне действительно до двадцати с лишним лет банально не приходила в голову идея попробовать заняться искусством. Удивительно…

Правда, дальше тоже всё было совсем непросто. Взрослых у нас почти никто не учит рисовать. Чтобы поступать в профильный институт, нужно уже было иметь за плечами художественную школу, в кружки набирают детей, а что делать, если ты совсем уже не ребёнок, а учиться хочется? Информацию приходилось собирать по крупинкам. Частные уроки, курсы правополушарного рисования, книги… Книжки, кстати, тоже исчерпались довольно быстро: в большинстве объясняют только что-то очень начальное или просто дают набор конкретных техник для повтора. А суть, принципы? Более профессиональные, которых и так две-три и обчёлся, без преподавателя толком не поймёшь. Потом курс по визуальным коммуникациям в Британской школе дизайна (я же всё это время продолжала работать дизайнером), потом курсы по режиссуре анимации при ВГИКе — и после них я ещё несколько лет проработала аниматором, делала небольшие мультики, открытки, игры.

Потихоньку разбиралась что к чему. В каждой школе свои порядки, своё понимание что хорошо и что плохо, и главное — своя традиция и куча знаний, которые совершенно не видны снаружи. В какой-то момент я поняла, что меня уже больше интересует не столько «как нарисовать» в техническом смысле, сколько «почему нужно именно это именно так нарисовать». Пытаться понять ход мысли, стоящий за готовой работой — невероятно увлекательно. У нас многие почти ничего не знают про рисунок и живопись в ХХ веке и уж тем более про наших современников по всему миру, а ведь там огромное количество школ и направлений, и реалистических, и не очень, и совсем не. Помню свои инсайты, когда вдруг становится понятно, почему какой-нибудь раньше мне совершенно не близкий художник считается мастером…

Потом был летний интенсивный курс иллюстрации в Британке, ещё раз перевернувший мне мозги, а ещё потом, и это по настоящее время — мастерская в любимой ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна), где уже можно без спешки добирать профессиональных знаний и продолжать искать своё место во всём этом огромном, как выяснилось, мире всяческой графики. Да, я как вечный студент, учусь сама и преподаю одновременно. Если не развиваться самой, не искать для себя что-то новое, то очень скоро становится нечего кому-то ещё передать.

Тем временем мы собирались иногда с друзьями на наброски, друзья были разнообразные, и некоторые рисовать едва начинали, что-то спрашивали, ну, слово за слово — вы поняли — несколько лет назад я сама начала вести уроки рисунка для начинающих. Оказалось, что у большинства все те же проблемы, что были у меня. Стандартный набор шишек и грабель. Во-первых, все думают, что если не рисовал всё детство, то уже поздно и ничего не выйдет. Это не так! Многие известные художники начинали в зрелом, а некоторые даже и в пенсионном возрасте. И очень жаль, что большинство об этом не знает, и им даже в голову не приходит попробовать порисовать самим. Кстати, у меня на курсах физики, математики и пенсионеры обычно рисуют лучше всех:). Во-вторых, если человек рос примерно как я, то представление об искусстве основано по большей части на Шишкине, Левитане, Айвазовском, Дали и картинках из советского учебника по русскому языку («Опять двойка!», помните?), а об остальном нереальном многообразии всего он ничего и не знает. И соответственно если как Шишкин сразу не может, а уж тем более если и не слишком это интересно, то тоже бросает попытки. А ведь ему, может быть, просто другое направление подошло бы, но ведь это надо ещё как-то заподозрить, а где вы увидите примеры? На рекламе в метро? И в-третьих, люди банально не знают с чего начать, что делать, чтобы был прогресс. Ну тут я сама набила столько шишек, что хоть роман пиши. Драматический.

[ad#adv_y_1]
Да, оказалось, что после всех приключений, нескольких школ и пачки прочитанного мне есть что рассказать — так постепенно сложился курс для новичков. Около трёх лет я его обкатывала, переписывала занятия, искала и сочиняла упражнения, меняла длительность, проверяла. «На кошках». Первым ученикам было, наверное, не слишком просто…но одна девушка из моих первых студентов недавно поступила в Строгановку, другая — в Британку, ещё один студент подучился немного и работает сейчас дизайнером, так что выжившие есть. Интерес, говорят, появился, а что может быть важнее? Интерес я стараюсь сохранить в студентах изо всех сил. Рисунок ведь очень индивидуальная вещь, на чужих работах бывает полезно осваивать приёмы и понимать принципы, но делать-то надо своё, пытаться реализовать то, ради чего вы всё это начали, что бы это ни было. Неправильного тут не существует, бывает только не доведённое до конца, до целостности.

А год назад мне с друзьями предложили мастерскую в Доме художников на Верхней Масловке. Мастерская — это просто песня! Мало того, что я сама сразу начала рисовать в несколько раз больше, так и студентам тоже «стены помогают». Здание старое и ужасно уютное. Студия совсем не похожа на современный отремонтированный офис, но ведь офисов в Москве и без меня хватает. Здесь сохраняется очень своя атмосфера, нет суеты, здесь пахнет краской в коридорах. И настроение очень похоже на те самые арбатские переулки моего детства. Некоторые приходят перед занятиями пораньше, чтобы просто посидеть на диване и выпить чаю, полистать альбом, успокоиться. А где вы ещё найдёте зимний садик со старыми книжками, шахматами и новогодней гирляндой?

Нет, правда, там прямо красота-красота. А вот так у нас рисуют студенты.


И чай пьют, конечно же. Куда без этого! Я им иногда завидую: кто бы мне всё это рассказал десяток лет назад. Но, конечно, не было бы всей этой предыстории, не было бы и курса. Мне жаль, что художники и так называемые «нормальные люди» у нас по большей части так далеки друг от друга, что о рисовании у нас совсем мало знают. Да, конечно, семья и работа отнимает почти все время, но ведь занятия для души тоже важны. Она без них чахнет и скучает. Кто знает, вдруг вы тоже обожаете рисовать, просто никогда не пробовали, и вам никто не сказал, что ещё не поздно? Да, чтобы сделать это профессией, потребуются годы учёбы, серьёзные усилия, и многое придется преодолеть, это непросто. Но ведь можно и продолжать работать, например, переводчиком, а рисовать иногда для себя. Это же целый мир. И один из способов для вашего очень личного с ним, миром, диалога. Главное вкус, чувство разбудить.

Ещё студенческие картинки есть здесь: https://little-fish.ru/drawings.php. Не так-то просто примеры для статьи выбрать!

Я никого не ругаю и не настаиваю на определённом подходе к рисованию, наоборот, я стараюсь найти у каждого сильные стороны, а техник и приёмов показать разных побольше. Разве что лень и отсутствие интереса меня расстраивает всерьёз. Людей в группах немного, без индивидуального подхода тут никуда. Но совсем в одиночку хуже, бывает, что у соседа научишься большему, чем у преподавателя.

Если знать, что делать, то основам научиться можно достаточно быстро, а дальше уже дело зависит от вашего желания. А я изо всех сил стараюсь, чтобы было нескучно.

Да, и  мне бы очень хотелось, чтобы рисовали и разбирались в искусстве вообще у нас как можно больше людей. Ведь это важно. В Европе культура чувствуется буквально в каждой мелочи, а у нас, при наших постоянных революциях, традиции выживают с трудом, школы часто разрушаются. А ведь всё это, как мне кажется, музыка, литература, живопись, нужно в самой обычной повседневной жизни, как воздух. Воздух для души. Уж простите за пафос.

Контакты: hello@little-fish.ru

Comments (16)

  • Катя

    09.09.2011 at 08:56

    прочитала с огромным интересом, на одном дыхании. Вдохновляют такие люди!

  • Yulia Petrova

    09.09.2011 at 09:26

    это точно!!

  • akshan

    09.09.2011 at 14:38

    очень понравилось! у автора хороший подход к ученикам 🙂 жаль, что не все учителя такие…

  • Yulia Petrova

    09.09.2011 at 14:52

    да, вы правы…

  • Евгения

    09.09.2011 at 21:47

    ух)Впечатлило!
    я хочу к вам записаться на занятие)

  • Надежда

    10.09.2011 at 00:55

    Евгения, приходите конечно) Там есть мейл в конце статьи.

  • Елена

    20.09.2011 at 20:30

    Добрый день, Юлия! давно мечтала начать рисовать, даже не научиться на 100%, а просто начать)
    Как можно попасть к вам на пробный урок и где у вас проходит обучение?
    и по времени и цене соорентируйте.
    Хорошего дня, Елена

  • Елена

    20.09.2011 at 20:32

    не туда написала, уже написала на почту) простите)

  • Piper Bernadotte

    23.09.2011 at 09:16

    Был. Рекомендую! =) И с Днём Рожденья!

  • Алена

    04.03.2012 at 11:33

    Добрый день! Подскажите, а где сейчас проходят занятия и как можно записаться на уроки?

  • Julia

    04.03.2012 at 11:36

    Алена, а напишите, пожалуйста, прямо самой Надежде на hello@little-fish.ru

  • инна

    10.12.2013 at 14:59

    Добрый день всем! Подскажите, существует ли еще студия и по какому адресу.последние комментарии за 2012 год а что и где сейчас?

  • инна

    10.12.2013 at 15:01

    Добрый день всем! Подскажите, существует ли еще студия и по какому адресу.последние комментарии за 2012 год, а что и где сейчас? и принимаете в какой возрастной категории.

  • Julia

    10.12.2013 at 16:57

    Инна, теперь они вроде тут: улица Профсоюзная, 16/10, детский центр «Метр с кепкой» Но лучше написать прямо самой Надежде на hello@little-fish.ru

  • Татьяна Ивановна

    04.06.2015 at 17:16

    Можно мне прийти на урок,так хочется попробовать!

  • Julia

    04.06.2015 at 23:33

    можно, конечно) напишите Надежде!

Post a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая запись Следующая запись
Большой разговор: Надежда Козулина и её уроки рисования — COZY MOSCOW