театр

Лучшие театральные спектакли Москвы для детей

Для нас теперь пишет настоящий театральный критик и мама троих детей — Светлана Бердичевская! Это так здорово! Светлана по долгу службы, зову сердца и семейным обстоятельствам посмотрела много самых разных детских спектаклей и теперь рассказывает нам о самых необычных интересных и и трогательных: «Кто может поспорить с утверждением, что детский театр – это самое нужное и прекрасное дело на свете!? Правильно! Не стоит! Но кто сказал, что детский спектакль не может быть в равной степени интересен и актуален для взрослых?! Сомневаетесь? Снова не стоит! Времена, когда родители отсиживались в фойе во время детского спектакля или мирно посапывали в темном зале, с нетерпением ожидая конца представления, давно прошли! Семейный просмотр – это то, к чему сейчас стремятся многие театры. Театральный сезон 2013-2014 стремительно подходит с концу. Конечно, подводить итоги еще рано, но рассказать о нескольких детских премьерах, которые просто необходимо увидеть до конца сезона всей семьей, просто необходимо!

Театр Эрмитаж

1. «Школа клоунов» — новая (третья по счету) сценическая площадка театра «Эрмитаж», которая расположилась вместо клуба «Парижская жизнь». Камерный зал, черные стены. Их украшают гигантские портреты легендарных клоунов: Чаплина, Енгибарова, Никулина, братьев Ширман, Попова, Полунина. В эту чудесную компанию и попадают герои рассказов Зощенко. Новый спектакль так и называется: «Леля и Минька в школе Клоунов». Это пять рассказов из известного цикла: «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Галоши и мороженое», «Не надо врать», «Великие путешественники». Отсутствие декораций, минимум реквизита. Это лишнее. Что же есть? Море фантазии и максимальная причастность к происходящему на сцене. Вот, например, зрители становятся гостями на праздничной Елке и угощаются сладостями; а вот превращаются в Минькиных одноклассников, подсказывающих ему невыученное стихотворение; а вот с удовольствием подбрасывают земной шар, словно мячик.

Но главное в спектакле, конечно, сам Зощенко: его неповторимый, уникальный язык и интонации: и грустно, и весело, и про каждого из нас: про детей и про так называемых взрослых. А также потрясающее актерское трио: тихий, словно вечно удивленный и немного напуганный Минька (Евгений Кулаков); громкая, взбалмошная Леля-юла (Ирина Богданова) и Клоун ( Юрий Амиго), который, как и полагается настоящему Клоуну, примеряет на себя разные маски. Он — и новогодняя Елка – пышная, радостная и абсолютно живая. О, как же эта елочка расстраивается, когда с нее так бессовестно срывают вкусные украшения! Он — и ворчливая, бабушка, и ужасно вредный школьный учитель, и даже влюбленный в Лельку соседский мальчик Степа.

Театр Эрмитаж

Театр рекомендует постановку юным зрителям от 12 лет, но я совершенно уверена, что это завышенное ограничение. Смело одариваю спектакль категорией 7+. Продолжительность — всего полтора часа. Но есть антракт и поэтому есть возможность попасть в замечательный театральный буфет, который располагается как раз в том помещении, где раньше был основной зал «Парижской жизни». По атмосфере — это приятное городское кафе: деревянные столики, уютные торшеры. Меню скромное, бюджетное, но без формальных шоколадок и чипсов. В ассортименте четыре вида очень вкусных тортиков, каждый из которых обойдется вам всего в 150 рублей.

Мама-Кот в Маяковке

2. «Мама-кот» в «Маяковке» заявлен театром как раз как спектакль для всей семьи. Рассмешить, растрогать, подтолкнуть к разговору о чем-то важном, а главное, наверное, удивить родителей и детей одновременно – сложная задача. Все дело — в выборе материала. Собственно, и сам автор повести «Мама-кот, или История про кота, который обучил чайку летать» — чилийский писатель Луис Сепульведа — честно пояснил, что он писал «для тех, кто молод, от 8 до 88». В повести о черном портовом коте, который так неожиданно для себя и других становится мамой для осиротевшей чайки, тесно переплетены проблемы взросло-детской жизни: экология (мама-чайка умирает, попав в нефтяное пятно), дружба, родительский долг. Сценическая версия этой истории получилась невероятно яркой, громкой. Актерская энергетика — через край. Оригинальное мультипликационное оформление, музыка, которая в спектакле еще и образ жизни для персонажей.

"Мама-кот" в Маяковке

Вот черный кот – явный поклонник Регги, а коварные крысы — металлисты. Масштабные декорации-трансформеры — порт, как он есть: старая баржа, многочисленные ящики, мачты и даже прибрежный ресторанчик. Зрители словно наблюдают за происходящим через гигантский иллюминатор, который откроется в финале и превратится в небо с пушистыми облаками. Что касается возраста, то театр рекомендует спектакль детям от 6 лет. Полностью согласна. Но если вдруг у вас имеются младшие дети (от 4 лет), то оставлять их дома категорически запрещается! Всей семьей в театр!

РАМТ

3. Молодежный театр (РАМТ) – это тот редкий и счастливый случай, когда все постановки, которые театр адресует детям, с удовольствием смотрят и родители. Но о недавней премьере «Людоедика» разговор особый. Этот спектакль не просто придуман в формате семейного просмотра. Он, действительно, пронизан смыслами для родителей и их уже повзрослевших детей. «Людоедик» рассчитан как раз на «сложный возраст» — 12+. Подростка сегодня сложно убедить сделать выбор в пользу театра. Серьезные конкуренты — к  ино и гаджеты. Но и найти в московской театральной афише спектакль, который «зацепит», заставит мыслить, удивит и будет держать в сильном эмоциональном напряжении на протяжении всего действия, тоже нелегко. РАМТ выпустил именно такую премьеру.

РАМТ

Спектакль поставлен по одноименной пьесе современного канадского драматурга Сюзанн Лебо. Вдалеке от людей, в лесу живут мать с сыном. Он — огромного роста и откликается на странное домашнее прозвище — Людоедик. Она — растворившаяся в любви к своему единственному ребенку, запуганная миром, но гордая женщина с загадочным прошлым. Мальчику исполняется шесть лет, и он с огромным желанием отправляется в школу в ближайшую деревню. Открытый, добрый и трудолюбивый он вдруг понимает о себе необычные вещи: красный цвет для него нов, а слово «отец» не значит ровным счетом ничего. Затем происходит череда странных, отчасти страшных событий, которые заставляют мать признаться ребенку в том, что он — сын людоеда. Храбрый мальчик желает отречься от своего происхождения и решается на три испытания, после которых он, возможно, станет человеком. Вот в таком сюжете и спрятаны те самые смыслы, адресованные сегодняшним подросткам и их родителям. Здесь и гиперопека над ребенком – страхи, которые пожирают взрослых; и борьба с самим собой, со своими страстями и желаниями у внезапно повзрослевших детей. Спектакль играется на малой сцене театра: все близко и до слез. Почти всегда темно и немного страшно. Здесь мертвый лес – это длинные металлические шесты; глаза волка – два красных прожектора. Но на ней голубая кофта, а у него огромные голубые ботинки. А знаете почему? Потому что голубыми были глаза их мужа и отца…

ballada-o-malenkom-buksire

4. Если вы ничего не слышали о «Творческом объединении 9», вам можно только позавидовать! У вас все еще впереди: и спектакли, и впечатления. Как раз на последней премьере этого театра, я подслушала разговор двух мам: «Вы тоже пришли?» — «Ну, да, конечно! Мы пересмотрели у них уже все по несколько раз, очень ждали нового спектакля. Мы на них «подсели»! И я уверена, что с вами произойдет то же самое. Однажды познакомившись с этими молодыми, талантливыми, влюбленными в свое дело без оглядки творческими людьми, вы останетесь навсегда их верными поклонниками. Вы – это, конечно, и взрослые и дети. В своеобразном манифесте «Творческого объединения 9» на их сайте есть важные строчки о том, что они занимаются исключительно «детскими спектаклями для взрослых или наоборот». Последняя премьера театра носит романтическое название: «Баллада о маленьком Буксире». Так называется одноименное стихотворение Иосифа Бродского, которое, кстати, стало первой публикацией поэта в советской печати в 1962 году:

Это — я.
Мое имя — Антей.
Впрочем, я не античный герой.
Я — буксир.
Я работаю в этом порту.
Я работаю здесь.
Это мне по нутру.

В зале гаснет свет, а вернее, надвигаются петербургские сумерки. Длинный забор через всю сцену, на вершине которого — панорама северной столицы – Исакиевский собор, Адмиралтейство… Контуры зданий, словно в теневом театре. Маленький Буксир-мечтатель всю жизнь честно и много трудится в порту, но в мыслях переносится в самые разные уголки планеты. Именно поэтому у него за спиной, как будто вместо походного рюкзака – бывалый потертый глобус. «Я плыву в облаках по прекрасным местам…». Бродский писал это стихотворение для детей, но, конечно, мыслил взрослыми категориями. Это — боль и страх, отчаяние и надежда. Взрослые этот посыл считают. Дети же будут смеяться над забавными перевоплощениями Буксира в капитана; а затем в кочегара, а потом в кока, в машиниста и даже в матросов. Но и те и другие будут оглушены поэзией гения. Кто-то впервые, а кто-то в который раз. Кстати, в спектакле также звучат строки из Хармса, Стивенсона и Саши Черного. Просто невероятная компания, согласитесь?! Продолжительность идеальная — 50 минут без антракта. Возраст от 7 лет.

"Петр и Феврония" в Практике

5. Новая музыкальная постановка «Петр и Феврония» в «Практике»    так же заявлена как семейная . Но все по порядку. Театр «Практика» точно должен начинаться не с вешалки, а с буфета, который здесь фактически является самостоятельным кафе и славится среди театралов отличной кухней и приемлемыми ценами. Просторное и светлое кафе. В интерьере — белый кирпич и дерево. Есть даже полки с книгами для общего пользования — хорошая литература для лучшего пищеварения . Меню разнообразное: супы, салаты, вторые блюда ( 150-200 рублей) и потрясающая выпечка: морковные, яблочные, шоколадные пироги, пирожки с капустой, мясом, но особенно хороши со шпинатом и яблоками (60 рублей), пироги, кексы, тортики. Любой десерт обойдется вам всего от 100 до 150 рублей. Очень советуем попробовать «шоколадную колбасу».

Несмотря на то, что спектакль ориентирован в то числе и на детскую аудиторию ( 10+), идет он вечером ( начало в 19.00). Это придает походу в театр с ребенком какую-то особенную значимость. История о Муромских чудотворцах Петре и Февронии (покровителях брака) рассказана молодыми актерами легко и с доброй иронией. И это притом, что текст жития святых сохранен авторами спектакля практически таким, каким его создал русский писатель XVI века Ермолай-Еразм. Но! Место действия – школа. Князья Петр, Павел, Феврония, бояре и многие другие – ученики и ученицы. Волшебный меч – указка, а сражение со змием-искусителем – просто школьная драка на перемене. Такие метаморфозы несколько не мешают восприятию серьезных вещей, о которых говорят герои спектакля: о любви и верности, корысти и предательстве, вере и высшем промысле.»

Продолжение следует..

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись