Центральный Телеграф на Тверской

Центральный Телеграф на Тверской



Хотелось ли вам попасть в какое-нибудь тайное, с закрытым доступом, место? Мимо которого вы ходите почти каждый день и не знаете, что это здание хранит тайны и само оно – большая тайна? Каждый из нас хотя бы раз проходил по Тверской. И большая часть обращала внимание на здание на пересечении Тверской и Газетного переулка. Еще чуть меньше людей знают, что это здание Телеграфа. И совсем немногие знают, что внутрь можно попасть. И практически никто не знает, что внутри есть уникальный (да, дважды, трижды уникальный) музей Телеграфа. Чтобы добраться до него, нужно пройти несколько постов охраны, поплутать по переходам и коридорам, воспользоваться не одним лифтом и открыть не одну дверь.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Не пытайтесь запомнить дорогу, положитесь на знания хранителя – Владимира Цукора (на фото выше). Он приведет вас в первый зал этого музея. Нам показалось сначала, что в нем ничего интересного: ну вот – стенды, стенды, фотографии, опять стенды, все это похоже на пионерскую комнату в советской школе. Но именно отсюда начинается удивительное: музей, который создали настоящие асы своего дела, люди, понимавшие эстетику технологий и принявшие решение, что не создать этот музей просто невозможно.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Долго нас не томили и, наконец, открылась долгожданная последняя дверь и мы зашли в настоящую сокровищницу, мистическую, манящую, волнующую, на столько неисчерпаемую, что тут можно было бы остаться навсегда. Конечно, любая вещь имеет особую красоту. Красоту мысли человека, который ее придумал и сделал. Когда смотришь на все это великолепие технического гения человека, дыхание останавливается.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

А гостеприимный хозяин рассказывает про сигнальные костры, чем различаются системы Пьера Шато и Клода Шаппа, при чем тут граф Монте Кристо, почему профессор живописи Сэмюэл Морзе вдруг стал изобретателем самого известного в мире телеграфного аппарата. История Морзе полна печали и неисчерпаемой веры в свое дело, уговоров, доказательств. Морзе пережил нищету, пытаясь показать миру свое изобретение. Его аппарат (на фото ниже) был универсален, его могли сделать все, и даже патент, по которому Морзе имел право получать процент со своего изобретения, не имел веса. Но Морзе тем не менее был признан и награжден.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Вы поймете, что значит имя Павла Львовича Шиллинга в истории телеграфа и каким образом он остался не только в истории, но и в стихах Пушкина, кстати, его друга. Вы узнаете или вспомните историю действительно выдающихся людей, которые сделали возможным передачу сообщений на расстоянии с помощью одной только науки. Это и французский инженер Эмиль Бодо, создатель первого телеграфного кода, это Джованни Казелли, человек, который приблизил нас к созданию факса. Это Борис Семенович Якоби, создавший первый буквопечатающий телеграфный аппарат. Имен, несомненно заслуживающих упоминания в этой истории, очень много. В этом музее нет витрин, вы можете поработать за любым аппаратом, который вам понравится. Может, это будет самый древний экспонат – аппарат Морзе, и вы повторите ту фразу, первой улетевшей в пространство: «Дивны дела Твои, Господи». И вы, наконец-то решите, какой звук вам ближе — стук клавиш чешского телетайпа или щелчки немецкой техники. А может, больше всего вам понравится аппарат Шиллинга (на фото ниже), который сделали своими руками хранители этого музея, собрав информацию о его работе по всему миру.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

А если вы не хотите стучать по клавишам или самостоятельно клеить слова в те самые телеграммы, которые приходили к нам домой на открытках и бланках, то может быть вы попробуете поработать с пневмопочтой. Хотите понять, как передавались раньше изображения на расстоянии – пожалуйста. Вам ближе двустороннее общение – и такое там тоже есть. Вам расскажут, зачем надо присматриваться к башням Лувра и Ленинградского вокзала. Вам обязательно захочется поехать в Санкт-Петербург в Эрмитаж, чтобы побывать в воссозданной с нуля старинной станции телеграфа. Сначала история будет тягучей и медленной, а потом настанет 19 век, век технологий, век электричества, и история понесется так быстро, что имена изобретателей из единичных будут складываться уже в рабочие группы, коллективы авторов и названия предприятий.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Ну а что же само здание? Ведь телеграф – это не только технологии, это и важная часть истории – красивое, могучее здание. Его история начинается совсем издалека. В дореволюционное время пользовались телеграфом только для особо важных государственных сообщений. И для императора, наезжавшего в Москву, построили телеграфную станцию в Кремле. А так как телеграф развивался очень стремительно, то разрешение на передачу личных сообщений получили уже все граждане. Вот они и шли в Кремль, чтобы передать все, начиная с «Маша, перешли денег» и заканчивая «Кому пишу, того люблю». Людей много, а телеграф в Кремле один. И было принято решение оборудовать телеграфную станцию общего пользования в Газетном переулке, прямо за Макдональдсом, если бы он тогда существовал. Для этой цели нашли небольшой домик под аренду на 10 лет у некоей госпожи Бабиной, поставили туда телеграфный аппарат и разросся телеграф до Варшавы, Киева, Одессы, Австрии, Пруссии и Европы.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Конечно, через какое-то время домик госпожи Бабиной стал мал и телеграф начал селиться в любых местах, от железнодорожных станций под Москвой, где были дачи богатейших людей, желавших черкнуть пару строк в столицу, до плохоньких и очень плохоньких сарайчиков в бессистемно выбранных местах в городе. Сохранилась даже жалоба на один из таких домиков, жаловались на гнилые доски, которые проваливались под ногами приходящих. Итого 24 станции в Москве и 48 в под Москвой. Одни названия станций как музыка: Долгоруковская, Мещанская, Верхнекисловская, Божедомская.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

А Центральный телеграф переезжает в новое здание Главпочтамта на Мясницкой (на фото выше). И тут происходит еще одно знаковое изобретение. Профессор живописи Морзе изобретает свой аппарат. На его аппарате можно было уже отсылать 400 слов в час. А потом изобрели дуплекс – по одному проводу и принять и отправить, а потом квадродуплекс, а потом пошло поехало – изобретение Чарльза Уитстона, буквопечатающий аппарат Давида Юза, временное уплотнение механическим способом и многое другое.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Технологии уже не идут, а бегут. И потоки информации растут, в мире происходит столько всего интересного, о чем нужно поговорить, о чем нужно послать телеграмму. На работу в Телеграф уже принимают и барышень. Правда, с оговоркой: «девиц незамужних и без детей, чтобы ничего не отвлекало от государевой службы». И если случалось для них замужество из чиновников телеграфной службы, то в случае болезни жены, за нее обязанности исполнял муж. Интересно, что телеграфисты должны были сами варить для работы особенный «правильный» клей.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Случается революция 1917 года и правительство переезжает в Москву, требует найти место для нового здания телеграфа и назначает тендер на архитектурный проект. Место было найдено. Улицы Огарева и Белинского вам, наверное, ни о чем не говорят, но это всего навсего Газетный и Никитский переулки. В тендере участвовали 10 проектов и выиграл проект Ивана Ивановича Рерберга, автора Киевского (Брянского) вокзала. В архивах Телеграфа хранится чертеж здания длиной 5 м 17 мм, подписанный рукой Рерберга.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Полтора года здание строили и полтора года его оснащали. По последнему слову техники, конечно. И назвали этот дом – дом связи имени Подбельского. В честь народного комиссара почт и телеграфа РСФСР. Это был дом-коммуна, здесь было все: сам телеграф, международная телефонная связь, научно-исследовательский институт, радио, радиотеатр, 20 квартир для начальства, ясли, филиалы училищ и институтов, курсы повышения квалификации, столовые, прачечные и даже кузница. Причем в квартире директора был отдельный лифт.

Для праздничного украшения этого здания была впервые применена иллюминация. И, конечно, это здание должно было стоять веками, в технической документации есть уверения, что сверху можно надстроить еще один этаж. Кстати, этим хотели воспользоваться во времена незаконных надстроек и сносов, выселить телеграф и заселить здание офисами, даже мансарду собирались пристроить, но проект только проектом и остался. Он стоит в музее под стеклом в виде макета.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

В свое время под крышей ЦТ трудились почти 10000 сотрудников. Когда технологии обновились, то осталось не больше 700 . А дальше меньше. Объем телеграмм каждый год уменьшался на 10 процентов, но не иссяк, и сейчас телеграфом стабильно пользуется армия, полиция, административные органы и банки. И Механизированный Дворец, шумный, торопливый, по стенам которого тянулись бесконечные ряды пневмопочты, в залах которого стоял дикий гвалт от работающей телеграфной техники, стал затихать.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Но пустым место не осталось. И гулкие залы, наполненные светом от огромных окон, заняли не скучные серые офисы, перегороженные гипсокартоном, а свободное пространство, в котором работает сегодняшняя творческая интеллигенция, сумевшая не только сохранить историю этого здания, бережно отреставрировав каждый уголок, но и создать атмосферу новой коммуны – коворкинга DI Telegraph , где можно быть не только личностью, создающей что-то свое, но и научиться быть частью команды, состоящей из людей, которые могут уметь то, чему ты еще не научился (на фото ниже).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

И последняя тайна: на здании Телеграфа есть часы, которые имеют голос. Практически никто никогда не слышал, как бьют часы на башне Телеграфа. Существует легенда, что в Камергерском переулке есть одно место, с которого можно услышать звон колокола, да и то, если вам повезет, и по Тверской не проедет ни одной машины. Когда-то перезвон этих часов заглушал часы на Спасской башне, и чтобы жители ближних домов не жаловались, голос колокола был приглушен.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Эти часы – одни из немногих в Москве работающих маятниковых башенных часов с боем. Представьте себе ходики диаметром циферблата 2 метра. Так вот гирьки у этих часов весом в 100 кг каждая, а длина цепи 14 метров. Их завода хватает на неделю и при часах есть даже хранитель. Хранитель времени, конечно.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Часы эти появились больше 80 лет назад, в то же время, что и само здание. Сам механизм безымянный, известно только, что часы приехали из Германии, с корпуса часов сошлифована марка и можно только догадываться, откуда часы родом, сравнивать похожие, косвенно находить ниточки родства. Еще одна маленькая интересность – цифра «4» на циферблате написана по правилам использования римских цифр до 19 века.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Колокол, весом 25 пудов 36 фунтов, этих часов приехал отдельно. Есть несколько версий, откуда он появился, ведь к тому времени, как он был водружен на крышу здания, фирмы, на которой его отлили, уже давно не существовало. Единственное, что осталось от нее, это надпись на колоколе: «Лит в Москве. Завод Николая Самгина».

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ НА ТВЕРСКОЙ

Через 40 лет Телеграф будет отмечать свое двухсотлетие и у здания есть капсула времени, в котором послание написано так, как могли бы написать только телеграфисты: первая часть зашифрована азбукой Морзе, вторая – международным телеграфным кодом №2 и третья – HTML. Поживем – прочитаем!

 

Текст — Екатерина Немова, фотографии — Анастасия Лебедева.

Comments (1)

  • Александр

    06.01.2015 at 00:17

    Еще одно открытие нового интересного места в Москве. Честно признаюсь, даже не знал о существовании этого удивительного музея. Летом буду в Москве и обязательно загляну сюда! Спасибо за информацию.

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись