Музей Русского Импрессионизма

Музей Русского Импрессионизма

Этой весной в городе появился новый прекрасный современный музей. На основе своей личной коллекции, российский миллиардер и меценат Борис Минц создал в Москве частный Музей Русского Импрессионизма, для которого радикально перестроил бывший амбар на территории принадлежащей ему кондитерской фабрике «Большевик». У Павла Михайловича Третьякова появились последователи и это очень радостно, друзья. Прекрасное месторасположение, работы великих мастеров, терраса, кофейня, молодые приятные сотрудники и входной билет всего 200 руб., а со льготами и того меньше. Разве это не счастье? Слово нашему восхищенному корреспонденту Светлане Бердичевской.

музей русского импрессионизма

Всего 10-12 минут от метро Белорусская и вы уже у центрального входа бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Промышленный комплекс был возведен в 1884 году французским архитектором Оскаром Дидио по заказу сыновей французского предпринимателя Адольфа Сиу. Массивные здания из красного кирпича — постройки конца XIX века – отреставрированы одним из крупнейших британских архитектурных бюро и сохранили свой исторический облик. Сегодня здесь культурно-деловой центр.

LDA_1267

музей русского импрессионизма

Вы проходите по пустынному коридору между зданиями, которые объединены прозрачной крышей (офисы, одинокие кафе), и оказываетесь в уютном и светлом сквере внутреннего дворика. Весь путь к Музею Русского Импрессионизма по задумке архитекторов — это своеобразная часть музейного опыта. Здание музея резко отличается от остальных построек фабричного ансамбля. Бывший мукомольный склад, возведенный в 60-е годы XX века, имеет необычную форму и представляет собой гигантский цилиндр со странным геометрическим элементом на крыше, напоминающим фигурку из тетриса. Раньше постройка была также из красного кирпича, но британцы John McAslan + Partners превратили ее в космический арт-объект: снаружи — блестящий перфорированный металл и стекло, внутри- перекрытия, разбивающие глубокое пространство на пять этажей. Строение изначально было без окон. Что-то подобное и искали довольно долго создатели музея: ведь отсутствие солнечного света идеально подходит для картинной галереи.

русский музей импрессионизма

По мнению основателя музея- мецената и коллекционера Бориса Минца — импрессионизм русской школы мало изучен и недооценен: «Мне хотелось сделать проект, который был бы значим для русской культуры и для тех людей, которые любят искусство». Постоянная экспозиция музея – это работы русских живописцев (среди которых как громкие, так и малоизвестные в России имена) из его частного собрания. Значительная часть картин, многие из которых сразу после революции были вывезены из России, была приобретена на европейских аукционах и возвращена на Родину. Кропотливое составление коллекции длится уже более десяти лет и, к счастью, не прекращается.

русский музей импрессионизма

Из изнуряющего июльского пекла вы попадаете в просторный, прохладный, светлый холл музея. Слева стойка администратора с электронным табло: вся информация о стоимости и услугах музея. Цены приятно удивляют: 200 рублей входной билет, льготный 100 рублей, дети и подростки до 18 лет бесплатно. А если купить билет заранее на музейном сайте — скидка 25%. Любительская фото — и видеосъемка не только приветствуются ( о чем напоминает официальный хэштег музея #RUSIMP), но и осуществляются абсолютно бесплатно. Возможны групповые (не менее 15 человек) и индивидуальные (по предварительному запросу) экскурсии для взрослых и детей (для последних возобновятся с сентября). Внушительный список образовательных искусствоведческих программ на разный возраст (учебная студия для детей, лекторий для взрослых). А осенью откроется прекрасный магазин сувениров.

русский музей импрессионизма

По другую сторону от входа расположен огромный экран, а вернее, несколько десятков экранов разного размера, на которые при помощи проектора транслируются картины художников-импрессионистов. Правда не совсем обычным способом: они распадаются на фрагменты и соединяются снова, удаляются и приближаются, но главное — они словно создаются заново – мазок за мазком, незаметным, легким движением на глазах у зрителей. Специально для музея известный американо-французский фотограф и документалист Жан-Кристоф придумал интересную инсталляцию «Дышащие полотна», предположив последовательность создания 40 картин из коллекции музея. Зрелище завораживающее.

русский музей импрессионизма

LDA_1102

русский музей импрессионизма

Постоянная экспозиция музея посвящена развитию русского импрессионизма на протяжении столетия, начиная с 1870-х годов. Сказать, что экспозиция, включающая в себя более семидесяти картин, производит потрясающее впечатление – ничего не сказать. И дело здесь, конечно, не только в преображающей силе искусства и в неповторимом очаровании светлой солнечной живописи: дело в той любви и атмосфере, которую отчего-то ощущаешь на физическом уровне, с которой эта коллекция была собрана. За каждой работой своя история, у каждой картины свой путь. Формирование экспозиции ее создатели начали с редких ранних произведений Константина Коровина («В парке») и Валентина Серова ( «Окно» — подготовительная работа к портрету Ольги Трубниковой). Небольшие, этюдного формата, работы написаны в 1880-е годы.

русский музей импрессионизма

LDA_1146

Русский импрессионизм как новый подход, а не как заграничное изобретение и запоздалая вариация французского, затронул творчество Василия Поленова ( работы на выставке: «В Крыму», «В овраге», «Крым. Судак. Бухта и гора Сокол») и Ильи Репина, а затем выплеснулся на полотна молодых художников — недавних выпускников Московского училища живописи: Сергея Виноградова («Дорожка в парке») и Станислава Жуковского ( «Интерьер комнаты», «Осенний лес») – учеников Поленова, Петра Петровича – ученика Левитана и Серова ( «В солнечный день», «Цветущий сад»).

LDA_1141

русский музей импрессионизма

Центральными работами экспозиции стали два холста, между которыми полвека и перелом национальной живописной традиции: «Лето» ( 1911) Николая Богданова-Бельского ( чью дипломную картину «Будущий инок» у совсем еще юного художника купила сама императрица) и «Летний день» ( вторая половина 1950-х- начало 1960-х) Александра Герасимова – ученика Коровина, которого в последствии назовут «воинствующим художником-реалистом» и борцом с «загнивающим» искусством Запада. Полотно Юрия Пименова «Афиши под дождем» стоит в одном ряду с ними. Кстати, именно Пименова в свое время, по его словам, «прорабатывали» за «импрессионистичность» и обвиняли в формализме.

русский музей импрессионизма

LDA_1137

Импрессионизмом увлекались практически все русские художники конца XIX – начала XX века ( многие, кстати, открещивались от этого факта). Не были исключением и авангардисты . В экспозиции представлены полотна Петра Кончаловского («Каток Динамо») и тогда еще 19-летнего Владимира Баранова-Россине – художника с невероятно трагической судьбой (картина «Дорожка в саду», которая отчаянно напоминает живопись Густава Климта). И наравне с такими знаменитыми фамилиями – успешными, так или иначе, на Родине или в эмиграции — на экспозиции вы обязательно откроете для себя новые имена, связанные с русским экспрессионизмом: Николая Тархова, Николая Бондаренко, Владислава Потехина и многих других.

русский музей импрессионизма

LDA_1136

Здесь же, в Большом зале, перед осмотром постоянной экспозиции вы ни за что не пройдете мимо нескольких интерактивных изобретений, связанных с импрессионизмом и живописью, как таковой. Вот изображения за стеклом — уменьшенные копии известных художников. «Репин в студии» — это небольшая комнатка и воссозданный в ней интерьер. «Грабарь на пленэре» — зимний пейзаж и художник за работой. Специальная система сенсоров на стекле реагирует на прикосновения, и вы можете подробно узнать о каждом предмете в мастерской (зачем в помещении человеческий скелет, например?) или выездных приспособлениях живописцев (что такое этюдник?).

русский музей импрессионизма

русский музей импрессионизма

А вот кисти, холсты, краски в интерактивной мастерской – настоящие, их можно потрогать. А за голографическими экранами находятся двойники объектов. И снова система сенсоров реагирует на прикосновение и передает информацию на экран: экспонат под стеклом оживает.

русский музей импрессионизма

В другом разделе интерактивной программы, которая называется «Научная лаборатория», раскрываются секреты смешения цветов. Вы узнаете об истории исследования цвета, о цветовой круге Иттена и цветовой гармонии. Но самое интересное – это практическое задание. У вас есть возможность самому применить полученные знания и создать бабочку (в самом прямом смысле, за стеклом появится голографическое изображение насекомого), используя желаемые сочетания цветов. Дети от такого эксперимента приходят в чистый восторг! И наконец, видео-мастер-класс для начинающих художников, где каждый сам сможет нарисовать картину при помощи волшебного джойстика, пройдя все необходимые подготовительные этапы.

русский музей импрессионизма

LDA_1134

Пройдя зал галереи, вы оказываетесь в небольшой уютной кофейне Nook с двумя потрясающими панорамными летними террасами. Широкий и небанальный ассортимент кофе в авторском меню – отличный бонус к посещению музея. Здесь можно сделать паузу и выпить, например, охлаждающий эспрессо-тоник на основе газированной воды и пюре манго ( 250 руб.) или фирменный кофе с апельсиновым сиропом (230 руб.), который здесь специально варится в домашних условиях. Если хочется чего-то необычного, то в кофейном меню есть и альтернативные способы заварки кофе: кемекс и харио. Перекусить тоже возможно: сандвичи с «правильным» хлебом на любой вкус ( 250 руб).

LDA_1156

русский музей импрессионизма

русский музей импрессионизма

ВНИМАНИЕ! Постоянная экспозиция в сентябре уедет на продолжительные «гастроли» в Болгарию. Поэтому, если хотите успеть увидеть уникальную коллекцию в этом году, поторопитесь. В декабре правда экспозицию планируется обновить и пополнить новыми полотнами из фондов музея.

русский музей импрессионизма

А с 10 сентября по 27 ноября все залы музея заполнит проект «Элизии» Валерия Кошлякова- одного из самых известных и востребованных художников современности: его работы хранятся и выставляются в Третьяковской галерее, Центре Помпиду, Лувре. Три его полотна из серии «Открытки» — «Венеция», «Лондон», и «Москва» ( 2012) – располагаются сейчас в Большом зале музея вместе с основной экспозицией и показывают связь времен. Русско-советский импрессионизм фактически закончился на Юрии Пименове, но создатели музея уверены, что существует своеобразное эхо в искусстве, которое и рождает новые имена и полотна. Именно поэтому музей, наравне с идеей популяризации русского импрессионизма, открыт и для современного искусства. В декабре также планируется второй временный проект, связанный с Серебряным веком. На этот раз будет организована персональная выставка русской и югославской художницы Елены Киселевой, чьи работы для участия в выставке музей сейчас собирает по всей Европе. Ее имя также мало известно в России широкой публике, несмотря на неординарные заслуги в искусстве.

русский музей импрессионизма LDA_1173 LDA_1176 LDA_1179

Как найти: ст.м. «Белорусская» (рад.), Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11. От станции «Белорусская» подняться на мост, идти по левой (нечетной) стороне Ленинградского проспекта пешком около 10 минут (в сторону области) до главного здания Культурно-делового комплекса «Большевик». Музей находится во внутреннем дворике. 

Вдоль дороги по улице Скаковая есть городская парковка (40 рублей в час, по воскресеньям бесплатно). Также через дорогу, напротив здания Музея, на улице Скаковая есть парковка на 150 мест. В субботу и воскресенье по билету в Музей – бесплатно. 

Текст — Светлана Бердичевская. Фотографии — Дмитрий Локтев.

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись