Blog post

Российский академический молодежный театр


Из «Театральной» и сразу налево. Прохожу 20 метров, и я возле центрального входа в Молодежный театр. РАМТ – один из моих любимых театров Москвы. Здесь мне нравится все: люди, спектакли, само здание и его месторасположение. Но еще, я остро чувствую в этих стенах душу этого дома. Знаете, это похоже на популярный киноприем: на героя, который один находится в помещении, неожиданно обрушиваются воспоминания. И вдруг, все вокруг наполняется звуками, оживает в воображении: звучат обрывки фраз, музыка, смех. Так и мне кажется, что в этом здании живет прошлое… Вот, например, я слышу звук шуршащего платья… Это к центральной лестнице, ведущей в бальный зал, приближается роковая красавица Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая. Ведь именно сюда – в дом генерал-майора Константина Марковича Полторацкого, построенного в 1821 году, съезжалась вся элита тогдашнего московского общества. Керн была племянницей Константина Марковича. И кто знает, может быть, именно во время одного из здешних балов Пушкин сочинил знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье…», посвященное Анне Петровне.

РАМТ

Здание с таким насыщенным театральным прошлым в Москве найти сложно. Опять замираю и всматриваюсь, прислушиваюсь. Вот на пороге появляется дородный мужчина, на вид лет тридцати пяти, полное лицо обрамляется мягкими русыми волосами, обстриженными в кружок, по-русски (a lа мужик), голубые глаза немного щурятся, при улыбке дают необыкновенно добродушное выражение его лицу. Это сам Александр Николаевич Островский. А вот откуда-то доносится пение – мощный, гибкий мужской бас. Этот голос нельзя не узнать, нельзя не чувствовать. Это великий Федор Шаляпин. Мелькают лица, фигуры… Музыка… Гул… Но начнем сначала.

РАМТ

РАМТ

Дом по адресу Театральная площадь, дом 2 и по сей день носит имя своего первого хозяина. Константин Маркович Полторацкий был прекрасным офицером и бравым командиром. Здание построено по проекту Федора Шестакова, одного из крупнейшего архитектора Москвы первой трети XIX века, мастера московского ампира. Участвовал в проектировании и сам Осип Бове, руководивший в то время застройкой всей площади после пожара 1812 года. Тогда внешний вид дома сильно отличался от того, что мы можем видеть сегодня: у него не было третьего этажа, не было места, где сейчас находится большая сцена.

РАМТ

РАМТ

В 1840 году дом перешел в собственность к купцу Павлу Бронникову, который позже (с 1869 года) стал сдавать бельэтаж дома труппе московского «Артистического кружка», создателем и руководителем которого был величайший драматург Александр Николаевич Островский. Примечательно, что «Артистический кружок» был одним из первых частных театров России.

РАМТ

В 1882 году здание арендует Михаил Валентинович Лентовский — известный в Москве антрепренер, режиссер и актер в одном лице. По его заказу архитектор Борис Фрейденберг перестраивает здание, значительно изменив его. И то, что мы видим сегодня — это творение именно Фрейденберга. Он надстраивает третий этаж, создает новый ярусный театр (около 1500 мест) и сооружает сценический круг, придуманный Гордоном Крегом, и внедренный в русский театр Станиславским. Однако вскоре его труппа прекращает свое существование. Непомерные расходы разорили Лентовского, построенный им театр за долги передается казне. В 1886-1898 гг. театр назывался Шелапутинским по имени одного из владельцев дома — состоятельного мануфактурщика и известного мецената Павла Григорьевича Шелапутина. Театром Шелапутин не занимался, а сдавал помещение гастролирующим труппам, от чего дом на Театральной площади, тем не менее, не перестали называть «Театром Шелапутина». В 1898 году в доме на Театральной площади открывается Императорский Новый театр, в который перекочевали постановки молодежной части труппы Малого театра.

РАМТ

В начале двадцатого века здесь шли спектакли частной оперы купца Сергея Ивановича Зимина, в которой пел Федор Шаляпин. А в 1909 году помещение арендовал известный антрепренер, новатор театрального дела, режиссер и актер Константин Николаевич Незлобин. Это был один из первых театров, взявший к постановке пьесы Максима Горького. В 20-х годах в здании шли оперные и балетные спектакли Большого театра, а с 1924 по 1936 год находилась легендарная Первая студия Художественного театра – МХАТ II, которую возглавлял любимый ученик Станиславского – актер Михаил Чехов (племянник Антона Павловича Чехова, громко прославившийся в последствии в Америке — его учениками были Мерилин Монро и Клинт Иствуд). Вскоре Чехов по идеологическим соображениям эмигрирует, а через несколько лет театр закрывают с трагической формулировкой «посредственный».

1_studio_MHT

После студии МХАТа помещение театра переходит Центральному детскому театру под руководством Наталии Сац, которая всего лишь год возглавляла его в новом здании. В 1937 году она как «член семьи изменника Родины» была арестована и сослана в ГУЛАГ. В разное время в Центральном детском театре работали Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, а Олег Ефремов начинал свою карьеру именно в этих стенах. В 1980-м художественным руководителем театра стал Алексей Бородин (на фото ниже), при котором театр в 1992 году получает свое нынешнее имя — Российского академического Молодежного.

Андрей Бородин

Согласитесь, что такая история дома не может не отражаться на атмосфере Молодежного театра (РАМТа) сегодня – его внутренней жизни, настроении. Здесь все пропитано театральными идеями, здесь кипит жизнь в каждом уголке. Здесь служат люди, которые не просто влюблены в свой театр, в свой дом, но влюблены они в человека – в зрителя. В репертуаре театра спектакли и для малышей, и для подростков и для семейного просмотра. Есть среди них и уникальные постановки, которые не знают аналогов в мировой театральной практике. Например, «Берег утопии» — самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома Стоппарда. Три спектакля – «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» — это 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического  действия и 35 лет жизни героев: Бакунина и Белинского, Герцена и Огарева, Станкевича и Грановского, Маркса, Чаадаева, Тургенева. Все три спектакля играются в один день. Ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке «Берег утопии» не решились играть в один день. Когда шла подготовка к спектаклю, репетиции Стоппард 6 раз приезжал в Россию. И если вы не видели этого спектакля, то я, честно говоря, вам завидую. Пережить это в первый раз – настоящее потрясение. Ближайший спектакль состоится в конце ноября. Цена билета на все три части от 150 до 3500 рублей.

Берег Утопии

Каждый сезон в Молодежном театре выпускаются и задумываются по несколько премьер. Одно из самых прекрасных качеств РАМТа – это полное равноправие между детскими и взрослыми спектаклями. Все без исключения актеры труппы заняты в постановках для маленьких и юных зрителей. Хотя, на самом деле, детские постановки лишь формально имеют возрастное ограничение. Взрослыми они смотрятся на одном дыхании. «Леля и Минька», «Людоедик» «Бесстрашный барин» — я видела их не один раз. И каждый раз с трудом могла понять, кого же в зале все-таки больше: детей или родителей?

РАМТ

В РАМТе существует огромное количество спецпроектов: это и клубы зрителей по интересам, и ночные показы спектаклей и даже, можете себе представить, проведение настоящих балов. Попасть на такое мероприятие может любой желающий, предварительно взяв несколько уроков бальных танцев. Последний раз бал был организован РАМТом совместно со школой-студией старинного бального танца «Ангаже». Это возрождение русской традиции усадебных балов, где не только танцевали, но и устраивали театральные представления. К тому же в здании РАМТа в XIX веке подобные балы уже проводились и считались одними из лучших в Москве. Важно отметить, что устроители бала выдвигают довольно строгие требования к «дресс-коду» гостей. Платье, прическа, перчатки – все должно соответствовать эпохе.

бал в РАМТе

И есть среди многочисленных ( не перечисленных мной) проектов один, которой так и называется «Театр +». Он посвящен разговору театра с каждым из нас: это встречи после спектакля, конкурсы творческих работ, дискуссии о театре, встречи с известными театральными людьми. Но и весь РАМТ сегодня – это Театр +. РАМТ – это всегда больше чем хороший театр с красивыми, умными и счастливыми людьми.

Ближайшая большая премьера в Молодежном театре состоится 10 октября. В основу спектакля «Нюрнберг» положен киносценарий Эбби Манна об одном из «малых Нюрнбергских процессов», на котором слушались дела нацистских судей. История, которая и сегодня касается каждого. Режиссер постановки Алексей Бородин. Премьеру сопровождают ряд образовательных мероприятий, которые помогут зрителю разобраться в историческом контексте произошедших событий.Так, например, уже открыта регистрация на лекцию «Происхождение и основные черты нацизма», которая пройдет 2 октября в 19:00 на Маленькой сцене РАМТа. Регистрация: zritel-ramt@yandex.ru, +7 (495) 692-22-60. Так же в день премьеры запланированы информационный фестиваль и книжная ярмарка, показ художественного фильма «Нюрнбергский процесс» (1961 г.) и его обсуждение с участием режиссера спектакля ( 22 октября в 18.00 в Еврейском музее и центре толерантности), лекция «Образ тирана: развенчание зла» ( 5 ноября в 19.00 на Маленькой сцене театра,) лекция «Идеологическая борьба на советско-германском фронте в годы Великой Отечественной войны» (10 декабря в 19.00 на Маленькой сцене театра).

Как найти: ст.м. «Театральная», Театральная площадь, д. 2 http://www.ramt.ru/

Текст — Светлана Бердичевская, фото — Ольга Ткачева и из архива РАМТ.

Предыдущая Следующая
Российский академический молодежный театр — COZY MOSCOW