Сплетни 19 века: некоторые факты из жизни И.И. Левитана

Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 — 22 июля (4 августа) 1900) — великий русский пейзажист. Не хочется занудствовать и пересказывать биографию художника, лучше позабавлю историей из жизни, тем самым как-то «очеловечу» его творчество. Итак, картина «Над вечным покоем» (1894г.). По мнению самого художника — это одно из главных его произведений. Как он пишет П.М. Третьякову — собирателю галереи: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…» (май 1894). Философии в этой картине, дум и настроений — несколько килограмм. Они личные, и каждый в ней видит что-то своё — кто-то собирательный образ России, кто-то — мятущуюся русскую душу-христианку, другие — просто ненастный день.

Работая над этой картиной, Левитан просил играть ему беспрестанно «Лунную сонату» Бетховена. Не было тогда техники соответствующей, и натирая мозоли на пальцах, музицировала ему Софья Петровна Кувшинникова, которая и поехала с ним на этюды на Волгу…

Кувшинникова С.П.

Известно, что Левитан никогда не был женат, но его личная переписка свидетельствует о том, что он был еще тот шельмец, и достаточно ловко обращался с барышнями. И тем не менее, он так и прожил свои 40 лет холостяком. Отчего же? Его мнение на тему семьи и брака обнаружилось в воспоминаниях его ученика Липкина. Как-то они прогуливались после работы в мастерской Левитана (она до сих пор жива. Адрес: Трехсвятительский переулок, д.1, стр.2 — прим.ред. — на фото ниже), и вышли на Покровский бульвар, там гуляли мамаши с детьми, и вот наблюдая за детскими играми, сопровождающиеся, как это обычно водится, звонким криком и надрывным плачем, Липкин сказал — цитирую : «Вот, Исаак Ильич, женились Вы, была бы у Вас заботливая хозяйка, маленькие левитанчики». На что Левитан ответил: «Женщина вносит в жизнь свой женский ритм, а это не так просто. Уж лучше так, одному, не правда ли? Что касается ребят, то вот издали эти детишки хороши, но когда они кричат и пищат под самым ухом днем и ночью, у меня голова пухнет.»

Стало быть, голова художнику была дороже. Но это ему не мешало заводить самые любопытные связи. И вот одна из них с вышеупомянутой Софьей Петровной Кувшинниковой — достопочтенной замужней дамой. Началось, с того, что она стала брать уроки живописи у Исаака Ильича, ну а там… Не сказать, что она была очень эффектная, многие современницы считали, что у нее грубые черты лица, и вообще, она слишком дерзка; она, кстати, была одна из первых, кто стал ходить в брючных костюмах, сражая всех смелостью своих взглядов. Личность в общем-то незаурядная и чрезвычайно харизматичная. Эта, наверное, неординарность натуры и подкупила Исаака Ильича, а может быть, ему просто нравились чудаковатые женщины?! Замужем она была за врачом пожарной части. Жили они бедно, но изобретательность Софьи Петровны превратила их дом в что-то до крайности оригинальное. Столовая была обустроена в стиле а ля рус — со скамейками, рушниками, и все с художественной резьбой и характерным орнаментом. Вместо штор в гостиной висели рыболовные сети, вместо диванов стояли сундуки, прикрытые коврами… А по дому ходил еще ручной журавль. Короче, своеобразненько! Но зато было шумно и весело, собиралось много народу — шутили, шалили… Своего мужа Софья Петровна якобы на людях очень любила и уважала. Каждый раз когда он возвращался с дежурства, и заставал у себя дома всю эту братию поклонников искусства и просто поклонников, он был снисходителен, а жена демонстративно кидалась к нему в объятия, целовала и говорила всем: «Посмотрите! Какое благородное у него лицо!». Ну а потом она на несколько месяцев уезжала на этюды с Левитаном и его другом художником Алексеем Степановым. Двусмысленность этих отношений недолго была сокрыта от посторонних.

Антон Павлович Чехов- близкий друг Левитана, сильно раздражался на Кувшинникову, ему была противна неделикатность этой особы, ее такие непатриархальные нравы, и то что с ней водится дорогой друг Левитан. Антон Павлович взял тогда и написал свой рассказ «Попрыгунья», прототипом главных героев которого и стали Левитан и Кувшинникова. Это послужило причиной ссоры между писателем и художником. Чехов отшучивался перед обществом: «Моя Попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода«. Это не сильно извиняло его в глазах оскорбленного Левитана, и несколько лет они вообще не общались, тяжело переживая этот разрыв отношений, мучаясь и страдая, пока их не помирила Т.В. Щепкина-Куперник. Ну это совсем отдельная история.

Кстати, дорогие друзья, рассказ «Попрыгунья» — небольшой, всего страниц 20. Там и впрямь в подробностях рассказывается об этой истории. И если Вы обратите внимание на еще одного персонажа «Попрыгуньи» — доктора Коростылева, у которого был характерный жест — он от волнения без конца застегивал и расстегивал свой сюртук, то я обязательно расскажу кто был прототипом этого любопытного дяденьки.

Маргарита Чижмак.

Предыдущая Следующая
Сплетни 19 века: некоторые факты из жизни И.И. Левитана — COZY MOSCOW