Мастерская художников

kvn studio

Однажды, хмурым октябрьским днем мы с фотографом Машей очутились на Соколе, в районе Поселка Художников. Нас пригласили к себе в гости, в художественную мастерскую, замечательные творческие люди — Виктор и Прохор Колосовы, отец и сын.  Как только мы переступили порог этого замечательного места, у нас сразу дух перехватило: сколько же всего интересного вокруг, какие яркие краски! После осмотра мастерской и всяких интересных штук, которые делают наши герои, мы уселись пить чай с баранками и пряниками, и начали разговор с хозяевами…Колосов-старший всю жизнь отдал декоративно-прикладному искусству. Ещё ребенком, живя из небольшой деревушке, он начал проявлять способности и после окончания школы уехал в Ярославль, где поступил в художественное училище.  Затем была Москва, Строгановка, успешное её окончание, работа с различными предприятиями, производящими керамику и фарфор,  вступление в Союз Художников, женитьба на прекрасной девушке, тоже художнице, рождение детей. После перестройки Виктор Анатольевич ушел в «свободное плавание», много ездил по Европе, в некоторых странах проводил по несколько месяцев, занимался производством керамики. Последние 10 лет работает в мастерской на Панфилова, 2, где делает «на заказ» и для души  совершенно потрясающие изразцы (см. фото выше), например, которыми облицовываются стены, камины и печи в загородных домах. Так же принимал участие в реконструкции Свято-Даниловского ставропигиального мужского монастыря. Еще Колосовы занимаются дизайном мебели и интерьеров и даже посудой для ресторанов.

kvn studio

Изразцы нам больше всего понравились, конечно…Четкий упругий рисунок, гармоничная узорная композиция и яркие сочетания зеленого, голубого, желтого — не может не вызывать восхищение. У меня почему-то сразу возникли ассоциации с Марокко и Португалией. Хочется украсить своё жилище такими. А ещё в мастерской есть гончарный круг, на котором можно сделать из особой глины замечательные вазы  и кувшины. Зрелище чрезвычайно завораживающее: под умелыми руками мастера бесформенный кусок за 5 минут превращается в кувшин из русской сказки. Вообще, в этом месте как-то сразу забываешь о заботах и проблемах и с удовольствием слушаешь рассказы и объяснения Колосовых. Недаром многие психологи рекомендуют занятия рисованием, лепкой и гончарным ремеслом, как профилактику и терапию от депрессий и стрессов.

Вот например глина…Цвет природной глины варьируется в широком диапазоне от белого до черного, включая не только красные, но и голубоватые оттенки. Чистая фарфоровая глина — белая, но цвет вторичных глин зависит от включенных в них примесей. Основным из красителей – красная, окись железа. В процессе обжига цвет глины может меняться – например, некоторые коричневые глины становятся красными или оранжевыми. Температуры, при которых изделия из разных глин достигают состояния готовности при обжиге, так же различны. Грубокерамические изделия обжигают при температуре от 1000 до 1180 градусов, в то время как изделия каменной керамики достигают готовности при температуре от 1200 до 1300 градусов. В мастерской, кстати, есть самая настоящая печь для обжига, так что в её стенах происходит весь производственный процесс от начала и до конца.

прохор колосов

Потом Виктор Анатольевич и Прохор рассказали нам о своих курсах японской керамики.  Почему именно японской? Передаем слово Прохору:

«Нельзя сказать, что я с детства мечтал продолжить заниматься делом родителей. Я пробовал себя в автоспорте (картинг), потом в 8 классе загорелся архитектурой. Но поступить в МАрхИ (ГУЗ, где по сути те же преподаватели, почему-то не рассматривался) не удалось. В этот момент все так удачно сложилось, что мне предложили пойти на факультет страноведения, а именно на кафедру японского языка в Московском Институте Иностранных Языков (МИИЯ), при котором была школа, которую мы с братом заканчивали.

Примерно в то же время отец открыл студию на Соколе, и оно как-то само собой получилось, что мы все стали работать вместе, как семейная артель. И как-то совпало, что мой интерес к керамике смог найти отражение в академической учебе — и наоборот.  Ведь у японцев на протяжении тысячелетий складывалось особое отношение к керамике.

На первую половину моего обучения в институте пришелся бум на японскую кухню в Москве и России в целом — так что порой приходилось переводить японских поваров, исполнять заказы на оформление и роспись ресторанов, создавать какие-то объекты в интерьер новых ресторанов. Вместе с тем и росло и понимание материала. Как-то его осознание пошло через Японию.

Потом пошли стажировки в Японии — 2, а затем 3 месяца, с разницей в год. Я постоянно черпал вдохновение из природы, от окружавших меня людей, мест. Примерно в это время я стал знакомиться со многими молодыми художниками, и пошли первые выставки. Последняя на данный момент поездка в Японию продлилась с первых чисел января по конец июня — вот теперь надеюсь воплотить все накопленные впечатления в материале.

Как и в любой деятельности, в изучении гончарного дела нет предела — развиваться, искать новые формы выражения, изучая все новые и новые технологии, можно до бесконечности. Собственно, к этому мы и стремимся Наверное, нет такой другой страны, где бы к керамике относились с большим интересом и пиитетом, чем в Японии. В сознании многих керамика является неотъемлемой частью японской культуры — вазы для икэбана, чашки раку для чайной церемонии, грубые изделия Бидзэн, обожженные в дровяных печах, и изящный фарфор из провинции Сэто. Самые древние гончарные изделия, дошедшие до наших дней, датируются 10000 лет до нашей эры. По названию этих изделий Дзёмон (“веревочный узор”) названы первые неолитическая культура и период в истории Японии.

Мы не ставим перед собой задачу научить людей всем техникам японской керамики — это невозможно по ряду технических причин — но мы хотим научить японскому отношению к ней, видеть в ней больше, чем просто посуду или вазы, чувствовать форму, материал и цвет. Разумеется, не все будет получаться сразу — но как и в любом деле, мастерства можно достичь лишь упорством. Японцы издревле умели вплетать элементы чужих культур так, чтобы собственно японская культура оставалась аутентичной и цельной, не распадаясь на отдельные элементы. В рамках программы мы будем пробовать рассмотреть японскую культуру сквозь призму керамики.«

kvn studio

Программа включает 3 блока по 9 двухчасовых занятий 2 раза в неделю (будний день и один из выходных дней). Стоимость 1 месяца (9 занятий по 2 часа) — 16200 рублей (можно в рассрочку). Начало занятий — по мере набора группы (ориентировочно — конец октября). Максимальный размер группы — всего 6 человек, это нужно для того, чтобы каждому участнику уделялось максимальное количество внимания. В рамках курса участники познакомятся с основными техниками лепки (жгутовка, работа на гончарном круге и т.д.) и росписи (ангоб, подглазурная роспись, роспись глазурями, кракле и т.д.), а так же узнают много интересного о японской культуре керамики, как они это создают и почему так ее любят. И, конечно, приятно удивят друзей и близких собственноручно сделанными вазами, чашами и другими изделиями! Приходите в Мастерскую, друзья! Вас всегда там ждут.

Контакты: Виктор Анатольевич +7-985-222-21-24, Прохор +7-916-697-52-89, prokhor.kolosov@gmail.com

Фото — Надя Белова. Текст — Юлия Петрова.

Комментарии

  1. marusia:

    восхитительно!
    а существуют ли у вас мастер-классы первичные, просто по гончарному мастерству, без росписи? так сказать, изначально для понимания гончарного процесса.

  2. Да, конечно есть — с этого все и начинается. Пишите, звоните, заходите к нам на сайт — все расскажем!

  3. marusia:

    спасибо, обязательно позвоню.
    очень давно хочу на мастер-классы именно по гончарному мастерству.

  4. Julia:

    Маруся, вы сделали отличный выбор!) это очень интеллигентные приятные люди

  5. Хорошо, когда художникам удаётся жить своим ремеслом. Большинство об этом только мечтают.

Предыдущая Следующая
Мастерская художников — COZY MOSCOW