Сплетни 19-ого века: из жизни Васнецова

Сплетни 19-ого века: из жизни Васнецова



Сегодня день рождения великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848г.–1926г.). Наверняка, многие бывали в его славном доме-тереме в переулках от Садовой-Самотечной — который хозяин, кстати, построил по собственному проекту в 1894 году! — рушники, ухваты, печь, винтовая деревянная лестница, ведущая наверх, в мастерскую, где висят сказочные полотна — «Змей Горыныч», «Спящая царевна» и многие другие. Помнится, впервые я туда попала в настоящий летний ливень, когда в столовой с большим гостеприимным столом, накрытым кружевной белоснежной скатертью, с причудливой резьбой мебели, с глиняной посудой и сухоцветами стоящими в вазах — царил такой задушевный полумрак от тенистого домашнего сада, с сочной листвой разлапистых кленов, из открытых ставней в дом врывалась свежесть дождя и радовала сочностью зелени и цветущими вишнями…..

дом-музей васнецова

 Дом-музей В.М.Васнецова

дом-музей Васнецова

Надолго закрепился «васнецовский стиль» в русском искусстве — словно из сказок взятые терема с игрушечным убранством фасадов, бревенчатые постройки с дутыми колонками дверей, мифические птицы, восседающие на коньках крыш… и в жизни Васнецов во многом жил в сочиненном им самим быте! — держал ликерные настойки в штофах, названных «Ерофеич» и «Травник», которыми с радостью потчевал своих гостей! А каким эффектным он предстал в образе Деда Мороза в постановке «Снегурочки» в домашнем спектакле в Абрамцево?! Сам, высокий типичный северянин — вятич, по воспоминаниям современников имел «иконописную внешность», Васнецов не окончив духовную семинарию, поступил в Санкт- Петербургскую Академию художеств, и вскоре отойдя от излюбленной социальной тематики живописи передвижников, начал в своих картинах воплощать образы — исконно русские, былинные, патриархальные…

дом-музей васнецова

И ведь даже получив заказ от Саввы Мамонтова на исполнение полотен для здания вокзала, призванных отразить богатсва только что освоенного промышленным капиталом Донецкого края — Васнецов претворяет все сюжеты в сказочном ключе — «Битва русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства» — якобы рассказывая об истории и пробуждении этих земель, о новом сказочном сообщении и недрах и природных ресурсах нынешнего Донбасса, куда только что провели железнодорожные магистрали. Но современники картин не поняли….. так и остались они висеть в столовой Саввы Иваныча…

Три царевны подземного царства

Тем не менее, Васнецов создает затем своих «Трех богатырей», пейзаж для которых он заимствует с открывающихся из окон «Яшкиного дома» в Абрамцево, куда его поселяет радушное семейство Мамонтовых, — для образа Алеши Поповича ему позирует сын Мамонтова, лошадей художник списывает с любимого коня хоязина — Лиса… там же, в Абрамцево они с Поленовым строят домашнюю церковь, которая своим обликом напоминает образцы новгородской архитектуры 12 века, а своим внутренним оформлением являет дебют Васнецова — монументалиста! и одновременно — реформатора монументальной религозной живописи. Неслучайно, гостивший в ту пору в Абрамцево профессор Киевского Университета Адриан Прахов приглашает Васнецова росписать только что отстроенный Беретти Владимирский собор в Киеве.

В.М.Васнецов. Бог Саваоф.

С 1885 по 1891 год Васнецов вместе с женой и своими пятью детьми живет в Киеве, где создает порядка 400 эскизов росписи стен собора, расписывая около 2000 кв.метров…и получив за это едва ли ту сумму на которую он смог приобрести небольшой кусок земли и построить собственный дом на Садовой!
Причем за свое новаторство в разработке нового стиля религиозной живописи, он столько понатерпелся в том числе и от РЦП, когда духовенство заявляло ему прямо о том, что «не желало бы встретить пророков», образ которых создал Васнецов, а Богоматерь и большинство ангелов, имеющих внешнее сходство с Еленой Адриановной Праховой, дочерью заказчика — духовно близкой для Виктора Михалыча на протяжении всего его пребывания в Киеве — вызвало бурю негодования киевлян, заявлявших, что «молиться на Лелю Прахову не собираются!» и тем не менее истинные знактоки искусства сравнвали его с Рафаэлем, на что обладающим здорвым умом Васнецов заявлял: «Ну где уж там Рафаэль?! — хотя Корреджо-то может быть!»

В.М.Васнецов. Портрет Е.А.Праховой. 1894. Третьяковская галерея

Но все-таки сколько им было потом сделано — и эскизы мозаичного украшения Спаса на Крови в Петербурге, и фасады Грановитой палаты и Третьяковской галереи в Москве, проекты в Варшаве, Дармштадте… но до конца дней он оставался всегда глубоко верующим и скромным художником- сказочником.
Кстати, эскизы росписей Владимирского собора выставлены до сентября в залах Третьяковской галереи!

Как найти: Дом-музей В.М.Васнецова, пер. Васнецова, д. 13. Полный билет — 120 руб., льготный — 60 руб. С 10 до 17-00, кроме пон-ка и вт-ка.

Маргарита Чижмак

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись