Сплетни 19 века: Репин и фотоаппарат.
Ура! Вы не поверите, дорогие друзья, но у нас сегодня премьера ещё одной рубрики — «Сплетни 19-ого века»! Её ведет искусствовед Маргарита Чижмак, сотрудник одной из крупнейших государственных галерей России. Теперь каждый вторник мы будем совершать экскурсию в наше культурное прошлое. Надеюсь, вам будет интересно. Сегодня Маргарита расскажет нам о том, как Илья Ефимович Репин в 19 веке уже пользовался плодами научно-технического прогресса и что из этого вышло.
«Когда в 1839 году изобрели фотоаппарат, художники во всем мире в один голос воскликнули: «С этого дня живопись умерла!» И, действительно, утилитарная функция живописи — в написании портретов, в запечатлевании видов разных стран и городов — оказалась с появлением фотографического аппарата уже полностью исчерпанной.
Но с середины 19-ого столетия изобразительное искусство, как мы видим, своего существования не прекратило, а наоборот, если угодно — было спровоцировано на поиски и пути развития живописной пластики в сторону импрессионизма и всяческого отречения от натурподобия изображаемых предметов и сопутствующее этому процессу увлечение художников собственно ЖИВОписью — игрой мазков, созданием фактуры поверхности живописи. В общем, после того как живописцы перестали бояться фотоаппарата как своего конкурента, они записали его в свои союзники: снимки стали хорошим подспорьем для создания полотен — чтобы не мучить модель многочасовыми сеансами позирования и самому не биться над изображением фигуры в свето-воздушной среде, вписывая фигуру в пространство холста — художник просто фотографировал человека, а потом писал с фотографии.
Так, Репин переодел в исторический костюм свою кухарку, поставил в грозно-величественной позе и приказал хмуриться и всячески сердится! Результат на «лицо»:
И.Е. Репин. «Царевна Софья Алексеевна». 1879г. Третьяковская галерея
Что же касается многофигурных композиций, то тут фотоаппарат оказался незаменимым помощником. Раньше для того, чтобы придумать красиво закомпонованную, но густо населенную персонажами картину художнику приходилось создать не один подготовительный эскиз, придумать красивый вход в разворачивающееся перед зрителем «действо» полотна, художественно расставив героев, сделав изящными перекрытия между фигурами, распределив композицию по правильным пятнам — т.е. в общих чертах создать грамотную Картину! Некоторые художники (Н.Н. Ге, например) специально вылепливали из глины человечков, расставляли их согласно придуманной композиции, зарисовывали, переставляли, опять зарисовывали… фотоаппарат значительно упрощал процесс!
Одно из самых больших своих полотен Репин предварительно отфотографировал непосредственно в зале Госсовета, сняв помимо общих планов еще и каждое чиновничье лицо! А иначе жизни не хватило бы всех с натуры писать, и так ему там и Кустодиев и Малявин помогали писать прямо целые куски холста.
И вот результат: И.Е.Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь 100-летнего юбилея со дня его учреждения», 1903, Русский музей.
Ну а сейчас ни один современный художник без фотоаппарата не представляет себе творческого процесса! Живописцы, захватывая с собой фотоаппараты на прогулки, в путешествия, называют его в шутку «фотоэтюдник», и пишут потом с фотографий свои пейзажи, и обвинять их резона никакого — хоть зима в живописи появляться стала! А то в 18-19 веке отчаянных было мало стоять на морозе с кисточкой в руке!Поэтому-то зимы, за редкими исключениями, не встречается в залах музеев!»
Comments (7)
Elena
31.08.2011 at 09:41
Очень интересно! Отличная новая рубрика!
Скоро можно будет выпускать отдельный cozy-журнал!
Yulia Petrova
31.08.2011 at 11:14
Рады, что вам нравится)
Anna
31.08.2011 at 13:57
Очень интересная рубрика, жду продолжения!
Yulia Petrova
31.08.2011 at 16:10
Оно будет!:)