«Декалог на Сретенке» в Филиале Маяковки на Сретенке
В буфете театра пью вкуснейший кофе, ем малиновую макарони и изучаю причудливую программку: это карта центра Москвы с проложенным маршрутом и многочисленными забавными знаками, похожими на дорожные. Портрет Чехова, фотография красноармейцев, икона, пистолет. Ребус, да и только! Но на самом деле все это называется маршрутом «Б». В какой-то момент среди собравшихся зрителей появляются две девушки с высоко поднятыми табличками. На них как раз и написано « Маршрут А», «Маршрут Б». Зрители послушно делятся на две группы. Так начинается премьерный спектакль театра им. Маяковского «Декалог на Сретенке»( режиссер Никита Кобелев), который с этого сезона будет идти в обновленном филиале в Пушкаревом переулке в доме номер 21 – в одном из 150 переулков знаменитой Сретенки.
До недавнего времени, если бы вы вдруг собрались изучить репертуар столичных театров, то не нашли бы ни одного спектакля о Москве. Эту странную несправедливость решили исправить в театре Маяковского. И место для воплощения задуманного нашлось как раз подходящее. После трехлетнего ремонта, в сентябре этого года произошло открытие сцены на Сретенке, которая с 1981 года была филиалом основного здания, что на Большой Никитской улице.
«Старый-новый» дом Маяковки – это подвал шестиэтажного дома. Выбеленные кирпичные стены, мебель в черно-белых тонах, много света. Некоторые стены напоминают школьные доски, расписанные мелом: лестничный пролет, например, украшает меловой эскиз – карта Среренки с ее многочисленными переулками и закоулками. Что это? Крошечные Светлана Немоляева, Анна Ардова, Евгения Симонова. На небольших полочках красуются фигурки — точные копии артистов театра Маяковского в 3D -изображении (каждая не выше 15 см). Зачем скучные портреты на стенах, когда новые технологии позволяют сделать собственный мини — музей мадам Тюссо?!
Звучит третий звонок, и зрители занимают свои места, согласно купленным билетам? Актеры выходят на сцену и произносят свои слова? Конечно, нет! Ничего подобного в Декалоге нет. Да и жанр самой постановки – бродилка в десяти заповедях — обязывает к чему-то необычному. Бродилка, потому что все три часа зрители будут бродить: спускаться, подниматься, садиться, иногда стоять практически во всех помещениях театра. Это и буфет, и гардероб, и фойе, и даже склад. Делать они это будут согласно табличкам, которые находятся в руках все у тех же «девушек-экскурсоводов»: «идите», «стойте», «садитесь». Десять заповедей – десять историй, объединяющих суть ветхозаветных скрижалей с историей и географией района Сретенка. Прошлое, настоящее и фантастическое переплетаются здесь в единое целое. Зрители перелистывают страницы запылившегося дневника одного из старожилов Сретенки — «уходящей натуры», помнящей времена настоящих булочных и селедочных старой Москвы.
Она вспоминает эпохи, события: возведение Петром I Сухаревой башни и ее разрушение Сталиным в 1934 году; магазин «Мюр и Мерилиз»; подвалы Лубянки в 30-е годы; публичные дома на Трубной; Сретенский монастырь. Героем ее дневника становится, например, сподвижник Петра — «колдун с Сухаревской башни» Яков Брюс с его причудливыми изобретениями и открытиями. Страница переворачивается, и 200 лет проносятся за несколько секунд. В следующей истории к зрителям обращается уже сам Антон Павлович Чехов. Одна страница — и еще 30 лет. Зрители – это свидетели жуткой, до кома в горле, сцены допроса на Лубянке. Каждая история – иллюстрация к одной из десяти заповедей.
«Когда я стала писать сцены, то мистическим образом выяснилось, что разные грехи будто «локализованы» в разных частях Сретенки, — говорит драматург Саша Денисова. – То есть, например, в одном месте крали и сбывали наворованное, и уходили от полицейских через сквозные дворы, в другом месте — на Лубянке убивали– и там до сих пор можно встретить дома с закрашенными окнами, без номеров». Здесь все просто: про любовь, про ненависть, про предательство, про веру. Это только кажется, что времена сейчас не те, а на самом деле, времена всегда одинаковые. И когда смотришь эти сцены , то возникает странное, не осознанное до конца чувство: это вроде бы и не про тебя, но почему-то хорошо тебе знакомо. Какое-то необъяснимое единение с текстом.
Когда-то давно похожие эмоции я испытала на первом в своей жизни спектакле Евгения Гришковца – непревзойденного мастера по угадыванию мыслей и ощущений. Важно, что в каждую из сцен вплетены еще и т.н. вербатимы — это прямая речь жителей района Сретенка, живые монологи, которые были собраны специально для спектакля. И здесь вдруг монументальная вековая история Сретенки неожиданно переплетается с бытовым, возможно, примитивным, но таким пронзительным высказыванием рядового обывателя. Две природы. Впрочем, у всего божественного ведь точно так же. Не правда ли?
Даты ближайших спектаклей — 21,23 и 25 ноября. Спектакль идет 3 часа 20 минут. 18+. https://www.mayakovsky.ru/ Сцена на Сретенке, Пушкарев переулок, д. 21.
Текст — Светланы Бердичевской, фото театра — Ольги Ткачёвой, фото спектакля — пресс-служба театра.