Московский Академический театр им.Вл.Маяковского
Московский Академический театр им. Вл.Маяковского, «Маяковка»… Красивое здание постройки 19 века на Большой Никитской. В конце 1880-х годов им владела княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева, у которой его арендовал в 1885-1887 годах антрепренёр Георг Парадиз и перестроил для одноименного театра. На рубеже XIX—XX вв. театр назывался «Интернациональным». В 1920—1922 гг. в здании размещался Театр революционной сатиры, который в 1922г. был расформирован и часть его труппы, пополненная актёрами других московских театров, образовала Театр Революции под руководством Всеволода Мейерхольда. С 1943г. назывался Московским театром драмы, современное название появилось в 1954 году. Сегодня вы сможете увидеть «изнанку» именитого театра, святую-святых, куда никогда ни ступала нога журналиста. Однако для для наших репортеров Натальи Барановой и Яны Савиной было сделано исключение.
«В наше время при покупке билетов в театр у нас не замирает сердце от восторга, пропало ощущение сладкого предвкушения чего-то особенного, волшебного. А мне бы хотелось его вернуть!
В эти выходные для нас открыл двери в свои кулуары театр Маяковского. В этом году у него годовщина. О возрасте, конечно, говорить неприлично, но скажу одно: всем бы так выглядеть в свои 90! До рождения «Маяковки» здесь был театр Парадиз, куда приезжали на гастроли зарубежные труппы, в том числе великая Сара Бернар! Сегодня о ней напоминает скетч белым мелом по чёрному потолку в самом начале фойе. ) В подобном стиле выполнена не только хронология развития театра, но и портретная галерея актёров и все таблички-указатели. Мел в данном случае символизирует мимолётность. Однако, если Вам неудержимо захотелось прикоснуться к меловым инсталляциям, поддайтесь искушению! И пусть Вас не мучает совесть: надёжный слой лака защищает от подобного рода слабостей.
Проходя по первому этажу, предлагаю заглянуть в буфет и побаловать себя чем-то символичным. Фаина Раневская, служившая в Маяковке в 40-х годах, например, любила сладкий чай, а Наталья Гундарева, которая была ведущей актриса театра почти три десятилетия, обожала мороженое. Может быть, это Вас вдохновит? Достойно покинув буфет, двигаемся дальше.
Поднимаясь на второй этаж, с каждым шагом Вы встаёте на новую ступень жизни театра от дебютного спектакля «30 сребреников» до «Дядюшкиного сна». Здесь, как и на первом этаже, правит Нью-Йоркский красно-чёрный стиль и меловые инсталляции. А на третьем этаже совсем по-домашнему расположились фотографии из архивов театра. Фотографии очень «живые» и Вам вряд ли хватит одного антракта, чтобы посмотреть все.
Выше третьего этажа только раёк! Это самые высокие места в зале. Исторически это были места для слуг, ждущих своих господ, и для разночинцев. Вход в него был отдельный, так что и сейчас эту традицию чтят. Не смотря на то, что в райке самые дешёвые места, видно оттуда очень хорошо! Сплошная демократия.
А теперь — зал. Перед спектаклем всегда есть немного времени, когда вы уже уселись поудобнее и ждёте. Предлагаю использовать это время с пользой! Мы проведём вас по всем уголкам театра, обычно скрытых от ваших глаз. По левую руку над сценой мы видим окошко за бархатной шторкой – там прячутся вовсе не VIP-шные личности, а звуковик! Внутри будки тонны проводов, аккуратно развешенных по крючочкам.
Слева, но уже ЗА занавесом кипит творческая жизнь! В коридорах стоят огромные железные ящики с реквизитом. В результате для прохода остается только узенькая тропинка, которая и привела нас в двухэтажную костюмерную. Внизу подготовлены вещи для ближайших спектаклей, а наверху – все остальные. Между первым и вторым ярусом в одном месте нет пола. Видимо, чтобы было удобнее спускать одежду вниз для предстоящих спектаклей. Швейная находится совсем неподалёку. Здесь все стены завешаны афишами, поздравительными постерами и благодарностями от актёров — царит дух женской деловитости. Никто не суетится: все рубашки выглажены, платья зашиты!
Пока мы пробираемся по ступенькам, мимо пролетает Анатолий Лобоцкий. Мы успели буркнуть «драсьти», и он даже успел ответить! Ладно, не залипаем около гримёрок, дверь может открыться в любой момент прямо Вам в лоб.
Дальше можно идти на запах. Запах краски — аромат творчества, вдохновения и дурмана. И вот мы в мастерской для декораций лицом к лицу с дамой в петле, к груди которой прибита табличка… по всему видно, что перед смертью её пытали!
Рядом с мадам стоит клетка. Внутри, слава богу, никого: видимо, уже съели… Но, кажется, весь этот «антураж» ничуть работников не смущает. Они с улыбкой готовят декорации к новому спектаклю. «Да ведь это жуткий стресс работать в таких условиях!» — скажете Вы. «У них на случай стресса висит в углу боксёрский мешок!» — парирую я. А ещё тут есть и вполне нормальные наименования: зашкаливающее количество жбанов с краской, валики, доски, колокола, подсвечники. То есть, почти как на даче — есть ВСЁ.
Остались только комнаты с реквизитом. Туда мы и направимся! Учитывая, что за короткий срок театр подготовил 8 (!) премьер, количество реквизита тоже увеличилось. Так что, по формату напоминает ИКЕЮ, только круче. Сразу при входе стоят арфы, правда, только одна настоящая. В остальных арфах вместо струн натянуты нити. Идеальный набор для сна, для «Дядюшкина Сна». Дальше впритирку стоят стены на любой вкус, колонны, диваны, кушетки, табуретки, деревья и даже инвалидное кресло.
Пока мы везде лазили, шла репетиция. До нас донеслись слова режиссёра: «Давай попробуем так сделать: после «ушами» досчитай до трёх, а потом звони. А ты начинай уже на счёт два…» Ну всё, хватит подслушивать! Пойдёмте на спектакль!
Обязательно приходите на мероприятие «Юбилей-OFF» 28 октября. Вместо скучных юбилейных торжеств с конферансье на главной сцене «Маяковка» откроет двери туда, куда обычно зрителю вход закрыт: в закулисные и малоизвестные пространства. В течение всего юбилейного дня в репетиционных залах, фойе, гардеробе, буфете, гримерках, бутафорском цехе будут происходить самые разные выступления и перформансы, от документальных монологов и маленьких концертов, видео-показов легендарных спектаклей с комментариями народных артистов до специальных мастер-классов и даже веселого катания на поворотном круге большой сцены. Потому что театр – это не только спектакль на сцене. Это все, что вокруг. Все, что OFF. Говорят, билеты будут в пределах разумного!
Да и вообще эта осень в Маяковке богата на премьеры: 13 ноября худрук театра Миндаугас Карбаускис представит свой новый спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти» по Б. Брехту, 8 ноября состоится премьера «Записок сумасшедшего» молодого «приглашенного» режиссера Туфана Имамутдинова. А 18 ноября на Малой сцене запланирована премьера «старожила» театра знаменитого Леонида Хейфеца — «Цена» по пьесе А. Миллера. Не пропустите!»
Как найти: ул. Большая Никитская, д. 19/13.Угол Большой Никитской (бывшая ул. Герцена) и Малого Кисловского переулка. Ст.м. «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская»/»Арбатская».
Текст — Наталья Баранова, фото — Яна Савина.