Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина



Театр им. Пушкина распахнул для Cozy Moscow двери служебного входа задолго до начала театрального сезона. В гулких коридорах, залах, костюмерных, гримерках и фойе не было ни актёров, ни служителей, ни администрации. Только СМ и завлит театра Пушкина Ольга Андрейкина, которая провел нас по притихшему, будто задумавшемуся о чём-то, зданию. Первым делом, мы сделали Тот Самый, важный для каждого актёра шаг – на сцену. На сцену, которую только что покрасили и которая освещалась главной театральной, только что до блеска вымытой, люстрой.

театр им пушкина

театр им пушкина

Дом № 23 на Тверском бульваре, как храм искусства, ведёт свою историю с 1914 года, когда Александр Яковлевич Таиров искал помещение для своего театра. Его жена и самый близкий друг, актриса Алиса Коонен вспоминала об этом: «…Моё внимание ещё раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из чёрного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём «что-то есть». А вот воспоминания и самого Таирова: «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!» В мае 1914 года начались строительные работы по проекту архитектора Н. Морозова: владельцы особняка, братья Паршины, дали согласие на необходимые переделки. 12 декабря этого же года театр, названный Камерным, открылся спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала».

Однако возникли неожиданные трудности. Совсем близко от новообразовавшегося театра находился старинный Храм Иоанна Богослова и церковные служители взбунтовались против такого соседства. Тогда дело было улажено с большим трудом. А в 30-е годы, советская власть Храм Иоанна Богослова закрыла и передала его здание Камерному театру в качестве общежития, тогда же колокольня и часть барабана Храма были разрушены.

театр им пушкина

В 1970-х гг. Театра Пушкина начал работы по реставрации: разрушенные части Храма были восстановлены, фундамент и стены усилены. В 1992 году Храм был возвращён РПЦ. Само же здание Театра в 30-е гг. также хотели переделать. Оригинальный проект был предложен художником и архитектором Георгием Гольцем. Таиров проект перестройки видел: планировалось, что здание соединит старое здание Камерного театра с новым, а в пристройке расположатся зрительный зал в 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразуется в школу-студию, а объединены они будут фойе-музеем. Однако вопрос о перестройке был отложен, а вскоре и вовсе сошёл на нет. Но, тем не менее, изменения всё же коснулись здания: был перестроен фасад, которому придали более просто и скромный вид. В 1949 году Камерный театр был закрыт за «эстетство и формализм». Его реорганизовали, и с 1950 года он стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина. В этот же год А.Я. Таиров скончался. Интересно, что «на бумаге» Камерный театр существует и сейчас, только он переименован – ведь официального закрытия Камерного театра Таирова не было.

Александр Яковлевич Таиров

Со смертью Таирова так же связана одна печальная легенда: ведь именно при нём было организовано общежитие в разрушенном Храме. А в народе есть поверие: тот, кто ломает Храм – теряет дом и разум. Так и случилось с Александром Яковлевичем: после увольнения из театра он заболел, болезнь перешла в горячку мозга, она – в рак. Потрясение от потери театра, с которым связана вся жизнь Таирова и Коонен, было настолько велико, что перенести его Александр Яковлевич Таиров не смог… Великого, всемирно признанного режиссера, открывшего москвичам драматургию Брехта и ОНила, не стало.

театр им пушкина

театр им пушкина

По заказу первого художественного руководителя Театра Пушкина – Василия Ванина – здание театра перестроили во вкусе эпохи. В отделке появился пунцовый бархат и позолота, огромная хрустальная люстра и герб СССР над сценой. (Герб убирать не стали после распада СССР, и он так и есть над сценой). Зал и сцена стали выглядеть традиционно — при Александре Яковлевиче Таирове зал театра был выполнен в лаконичном конструктивистском стиле. Фасад же здания остался без изменений. Жилая часть здания – квартира, где жила Алиса Георгиевна Коонен, была соединена с театром общим коридором, но имела отдельный вход, находилась на втором этаже и выходила окнами на Большую Бронную. После смерти Алисы Георгиевны в 1974 году эта часть здания была присоединена к театру и радикально перестроена. Здесь расположили Малый репетиционный зал и гримерные артистов.

театр им пушкина

театр им пушкина

В конце 70-х – начале 80-х годов была закрыта оркестровая яма, ставшая частью сцены. С оркестровой ямой связана одна прекрасная история: был в 1922—1928 гг. хормейстер в театре, очень смешливый. И смех был весьма специфический – очень звонкий и громкий. Актёры развлекались тем, ходили его смешить. К сожалению всей труппы во время очередного сокращения штатов должность хормейстера упразднили. Расстроенные и сочувствующие артисты стали интересоваться у любимого хормейстера, чем он собирается заняться. Да, вот, — отвечал он, — один товарищ предлагает организовать небольшой хор красноармейцев. Звали замечательного хормейстера – Александр Васильевич Александров. Тот самый, который основал впоследствии Ансамбль песни и пляски, который сейчас носит его имя.

театр им пушкина

В 1984 году после большой реставрационной работы была открыта для зрителей анфилада «Пушкинские залы». Это те самые, сохранившиеся по сей день, «четыре зала», о которых упоминал Таиров. В одном из них проходят репетиции, сбор труппы, спектакль, остальные воссозданы как часть истории, и до сих пор находятся на реконструкции. В том самом зале, где проходит сбор труппы, все стены и потолок были закрыты фанерой, закрашены и почти полностью уничтожены, ибо реконструкция дело дорогое и сложное. И если бы не счастливый случай – директор, на то время, театра В.Е. Орлов случайно содрал краску со стены и увидел там мраморное оформление – то все великолепие дворянской усадьбы было бы утеряно. Сейчас в этом «Золотом зале» проходит сбор труппы, играется спектакль «И вдруг» по рассказам А.Чехова. Здесь проходили концерты Рахтера, пела Нина Дорлиак, а весной 1960 года здесь проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам между советскими гроссмейстерами Михаилом Талем и Михаилом Ботвинником. Убедительную победу одержал претендент Таль (+6 −2 =13). Здесь же состоялось собрание на котором в 1949 году низложили Таирова. В четвёртой, самой дальней, комнате потолочная роспись и часть стены охраняется государством, т.к. и роспись частично сохранилась со времен допожарной (1812 года!!!!) Москвы, а цвет стены точно такой же, в какой тогда красили стены.

театр им пушкина

театр им пушкина

театр им пушкина

Театр им.Пушкина бережно хранит память о своем основателе и его деятельности. В театре «служит» рояль Таирова, актёры распеваются, аккомпанируя себе на нём. Если говорить о личных вещах Александра Яковлевича, то нельзя не упомянуть о двух его столах – один из них в Пушкинском зале, второй – в комнате, где артисты готовятся к выходу на сцену. А почти все зеркала, которые находятся в театре, принадлежали Алисе Георгиевне Коонен. Существует легенда, что над театром довлеет «проклятие Коонен»…якобы Алиса Георгиевна прокляла театр, когда изгнали Таирова, после чего он вскорости умер. На самом деле, никакого проклятия не существует, о чём говорит, например, тот факт, что ближайшая подруга Алисы Георгиевны – Фаина Раневская – много лет проработала в театре им. Пушкина. Но легенда жива и как только в театре происходит что-то трагическое – тут же её вспоминают. Возможно, это связано с тем, что первый художественный руководитель Василий Васильевич Ванин в 1950 г. умер от рака горла, пробыв на своём посту всего год, а директор театра Николай Николаевич Чаплыгин в 1953 г. – разбился в авиакатастрофе. 

театр им пушкина

Переименование же Камерного театра в Театр им.Пушкина связано с тем, что театр стал выезжать на гастроли по России. Камерный театр Таирова чаще всего выезжал за рубеж. Но времена сильно изменились. В 1949 году слово «камерный» ассоциировалось уже не с маленьким, уютным пространством, а с тюрьмой, лагерями и ссылками. Было принято решение о смене названия. И, так как в то время недалеко от здания театра (в самом начале Тверского бульвара) стоял памятник Александру Сергеевичу Пушкину, то решили назвать театр в его честь.

театр им пушкина

Всё в том же 1950 году Василий Ванин поставил детский спектакль «Аленький цветочек» и пророчески сказал про него: «Хлебушек вам будет на всякий день». Спектакль идёт по сей день, неизменно собирая аншлаги; занесён в Книгу рекордов России как самый долгоживущий спектакль на сцене театра: по самым скромным подсчетам его посмотрели за это время три миллиона человек! В феврале 2011 года, когда подавали заявку в Книгу рекордов России, спектакль состоялся в 4000-хтысячный раз. Но все же, каждый новый художественный руководитель приходит с твердым намерением закрыть этот спектакль, но так и не осуществляет его, ибо закрывать спектакль не за чем, он любим и пользуется зрительским спросом.

театр им пушкина

театр им пушкина

Из «Пушкинских залов» мы вышли в музей театра, который существует около 6 лет. Здесь целый фотоархив истории театра: запечатлены такие значимые моменты, как, например, посещение театра Юрием Гагариным и Германом Титовым; а уже сошедшие в архивные воспоминания спектакли оставлены в истории: актеры в костюмах на сцене. Здесь собрано все, что так или иначе оставило след в развитии и становлении театра: подобран фотоархив работы каждого художественного руководителя, с программками, фотографиями и ведущими артистами именно этого режиссера. И про каждого актера рассказывают с любовью и нежностью…чувствуется, что актер здесь — часть большой и дружной семьи, где все друг друга знают, любят и помогают. Из музея мы вновь попадаем в фойе театра, часть которого оформлена как Тверской бульвар: с фонарями, лавочками и театральными тумбами, на которых размещены фотографии и афиши спектаклей Таирова, а также театральные цитаты, которые очень и очень подходят по стилю к этому замечательному месту.

театр им пушкина

Здесь нам рассказывают историю с трагическим оттенком о ведущем и любимом актере Александра Яковлевича – Николае Церетели. Николай Михайлович был внуком бухарского эмира. Родился в Москве под именем Саид Мир Худояр Хан. Фамилия Церетелли – от отчима. В январе 1912 года поступил учиться на Курсы драмы А.И.Адашева. Во время занятий на Курсах был приглашен великим М.Рейнхардтом в труппу Немецкого театра, гастролировавшего в Москве. Выступал с этим театром в Вене, Мюнхене и Париже. В 1916 – 1928гг (с перерывом в 1924г.) работал в Камерном театре.

После ухода из Камерного театра выступал главным образом как режиссер в различных театрах. Выступал в концертах как чтец, снимался в кино. В декабре 1941 года был эвакуирован из блокадного Ленинграда, но слишком поздно. Церетелли умер зимой 1942 года от истощения. Его творческая судьба, начавшаяся так блистательно, сложилась трагически и памяти о его работах почти не осталось.

театр им пушкина

театр им пушкина

После своеобразной «прогулки» по Тверскому бульвару мы вновь идем в закулисье, чтобы прикоснуться к священному для каждого, кто любит театр. Нам приготовили костюмы Алисы Георгиевны Коонен, в которых она выходила на сцену в спектакле «Мадам Бовари» и костюм Анастасии Паниной из спектакля «Дама с камелиями». Держать эти вещи в руках и не чувствовать при этом трепета – невозможно.

театр им пушкина

театр им пушкина

театр им пушкина

Театр им Пушкина

И вот мы снова в зрительском фойе, перед пустым гардеробом. Идем вроде бы к выходу и тут вдруг…сюрприз! Нас спускают в театральное подземелье, которое на самом деле оказывается пространством под сценой. И можно своими глазами увидеть все кнопочки-рычаги-подъемы и лестницы, благодаря которым мы на сцене можем видеть чудо мгновенного появления из-под пола актера.И вот в этом волшебном месте и заканчивается наш поход по театру, который еще только просыпается от отпускной спячки и готовится принимать зрителей в предъюбилейном 64 сезоне, который начинается 12 сентября спектаклем «Дама с камелиями». Но сезон будет недолгим: уже в апреле-мае 2014г. театр планируется закрыть на реконструкцию, которая просто необходима, ведь под зданием находится река, подмывающая фундамент, который держит на себе груз постройки с 1740 года, и он срочно нуждается в укреплении, а стены – в свежей отделке. К юбилейному сезону работы планируется завершить.

Театр им Пушкина

Сегодня театр имени Пушкина – один из самых популярных и «Новая жизнь традиций» — такова творческая программа художественного руководителя театра Евгения Писарева, сменившего на этом посту рано ушедшего, но так много сделавшего для театра Пушкина Романа Козака. У театра, ведущего свое начало от легендарного Камерного театра Александра Таирова, действительно богатые традиции: яркий и разнообразный репертуар, в котором органично сочетаются драматические, комедийные и экспериментальные постановки, постоянный поиск актуального театрального языка, интерес к новому прочтению классики. Труппа пушкинского театра на сегодняшний день – одна из лучших в Москве, по единодушному признанию и критиков, и зрителей, и режиссеров. Премьерные спектакли театра Пушкина всегда становятся яркими событиями столичной театральной жизни. Здесь работают Вера Алентова, Виктор Вержбицкий, Игорь Бочкин, Александра Урсуляк, Александр Арсентьев, Виктория Исакова, Андрей Заводюк, Вера Воронкова, Владимир Жеребцов… Многие звезды глядят на вас с портретов фойе. Ярко горящие и уже давно угасшие – Ольга Викландт, Михаил Названов, Фаина Раневская, Леонид Марков… Но все они – часть истории этого прекрасного московского театра – Театра имени Пушкина. А теперь о планах театра на сезон 2013-2014гг.:

В Филиале театра, что в Сытинском пер., 12 сентябряПремьера. Спектакль режиссера Надежды Аракчеевой «Две дамочки в сторону севера». Невероятное путешествие двух дам по довольно печальному поводу, но полное комических приключений, порой, с криминальным уклоном… В главных ролях – Вера Алентова и Наталья Николаева, Николай Кисличенко, Кирилл Мелихов. Пьеса молодого драматурга Пьера Нотта была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 г. (Редакция планирует сходить на этот спектакль 14 сентября, расскажем вам потом о впечатлениях).

5 октября — режиссер Елена Новикова представит публике спектакль в модном жанре «сторителлинг» «Песни о Силе» по пьесе Любы Стрижак. Собственно, сторителлинг — это искусство рассказывать истории. Истории, рассказанные артистами будут не придуманными и повествующими о событиях, изменивших жизнь героев. Зрители могут оказаться участниками спектакля, так как пресловутой «четвертой стены» авторами не предусмотрено.

22 ноября – премьера спектакля «Мера за меру» по пьесе Уильяма Шекспира. Основная сцена, режиссер Деклан Доннеллан. Совместный проект Театра имени Пушкина и театра «Чик бай Джаул» (Cheek By Jowl театральная компания основанная Declan Donnellan and Nick Ormerod в 1981).

В конце января 2014 (а 2014- год 100-летия Камерного театра) на Основной сцене Театра имени Пушкина спектакль «Машиналь» по пьесе Софи Тредуэлл, американского драматурга и журналиста, режиссер Тимофей Кулябин. Начало работы – ноябрь 2013

Конец марта 2014 г.«Кошка на раскаленной крыше» Тенесси Уильямса появится в Филиале. Режиссер Антон Маликов.

В апреле 2014 – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера Бомарше. Основная сцена, режиссер Евгений Писарев.

В конце сезона 2014 – в театре имени Пушкина приступит к репетициям норвежский режиссер и хореограф Йо Стромгрен.

Как найти: ОСНОВНАЯ СЦЕНА, Тверской бульвар, дом 23, телефон кассы:(495) 694-12-89
ФИЛИАЛ, Сытинский переулок, дом 3/2, телефон кассы: (495) 650-18-96

Текст — Дарья Будник, Фотографии Яна Савина.

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись