Москвичи о Москве: Борис, архитектор, 27 лет
Моя Москва — это город середины 1950-х годов. Дома-гиганты, строящиеся бурными темпами, классические ансамбли, широкие зеленые бульвары, мирный пафос созидания. Город, который реализован гораздо меньше, чем хотелось бы, но его атмосферу можно почувствовать в классических советских мультфильмах того времени, например в “Цветике-семицветике”. Москву нельзя рассматривать как обычную сложившуюся европейскую столицу — город-музей, который можно изучать по путеводителю. С такой точки зрения в Москве туристических мест не очень много.
По-настоящему интересные места в Москве зачастую скрыты от суетного взгляда. Их нужно искать, но они есть. Москва хаотична. Это сложное переплетение наложение различных, зачастую противоречащих друг другу градостроительных сеток. В этом отражение нашей драматичной, но крайне интересной истории, какой больше ни у кого нет. Вот, например, любопытный сталинский дом в исторической застройке, копнешь, он стоит на месте снесенного храма, но его трогать тоже нельзя, в нем жили выдающиеся люди, да и сам он представляет архитектурную ценность, такая вот запутанная история. Москву интересно открывать как такой несуществующий город-фантом, искать его пересечения с городом реальным. Такая точка зрения открывает огромное поле для краеведческих поисков и исследований.
Я живу в Москве с рождения. Самое раннее детство провел в районе «Матвеевское», типичном спальном районе 1970-х. Главное, что запомнил — небо, приходилось задирать голову, спасаясь от бесконечных модернистских сеток. Недавно, после длительного промежутка снова очутился там и опять обратил внимание на небо, оно какое-то особенное с быстро бегущими облаками от рядом стоящей ТЭЦ. У этого района тоже своя эстетика, хотя и безусловно очень ограниченная. Спустя много лета услышал композицию Брайана Ино — «Under Stars» и подумал, вот это очень точно передает мое ощущение от первых нескольких лет жизни там. Но все же моя Москва, город, какого больше нигде нет, она еще где-то…
Более осознанный период жизни связан с районом «Октябрьское поле». Вот он действительно ассоциируется с чем-то родным и уютным. Его сердцем является квартал экспериментального жилья конца 1940-х, построенный по усадебному принципу. Была такая практика после войны поиска оптимальной малоэтажной среды для жилья. Мне кажется лучше ничего не было придумано. Внутри квартала очень гармоничная среда с аркадами, благоустройством, фонтанчиками.
Вообще говоря такого рода ансамбли строили достаточно в больших количествах в послевоенное время (на «Беговой», «Молодежной», в Измайлово), но очень многие из них были снесены в 80-е под «уплотнение» панельками. Но кое-что осталось! Недалеко — поселок художников, район Сокола, тоже любимые места. Сейчас в районе строится дом по проекту Михаила Филиппова, архитектора, который принципиально и притом профессионально работает в классике. Я к его творчеству отношусь с большим уважением и считаю, что это большая удача, что в нашем районе появился его дом. Любимые образы Москвы? Их много, вот некоторые из них:
1. Город у воды. Летняя знойная, но при этом обводненная Москва. Такое видение города появилось в 1930-е годы. Тогда было принято к чисто техническим сооружениям подходить без обыденности, романтизировать и восхищаться ими и это просто потрясающе!
Чтобы наслаждаться такой Москвой предлагаю несколько мест:
— Шлюзы у метро «Щукинская», рядом с железнодорожным мостом. Именно это место изображено на мозаике с лыжниками на станции метро «Новокузнецкая».
— Эллинистический шлюз на Яузе. Тихая запруда рядом, даже какая-то не совсем московская, а скорее парижская набережная. Прогулку сюда можно совершить после захода на Винзавод, попутно заглянув в настоящий советсий гастроном (4-й Сыромятнический пер. д.3/5).
— Руинированная пристань в Серебрянном бору. Расположена достаточно далеко от входа, пробираться к ней нужно по дорожке между дачами, но может это и к лучшему — мало кто про нее знает.
— Фрагмент Дорогомиловской набережной рядом с метромостом. Дом с курдонером и башенкой — я всегда всем говорю, что здесь я бы хотел жить! Из окон виден проносящийся по ажурному мосту поезд, неторопливо течет под окнами Москва-река и катятся машинки. Романтика скорости тоже в духе 30-х. Красота! Вообще мышление реки, как главной магистрали города это была очень правильная идея.
2. Город подземный. Говоря о любимых местах в Москве, нельзя не упомянуть метро. Благо я там бываю очень часто, да и по сути метро — это по большей части и есть моя Москва (такое неожиданное даже для самого себя открытие)! Если у меня есть в запасе немного свободного времени, то я стараюсь доехать до своей цели через старые сталинские станции, минуя «обдир» (обдирная архитектура — это хрущевская, когда на готовые сталинские дома не одевался декор из соображений экономии). Это в любом случае чуть-чуть повышает настроение. Вообще москвичам, конечно, очень повезло с метро, но они так к этому привыкли, что этого не замечают. В этом смысле я искренне сочувствую, например, парижанам. Выходя, например, к Триумфальной арке на площади Звезды, хочется пройти через вестибюль станции «Краснопресненская», ан нет, тебя ждет длинный запутанный коридор. Любимые станции: «Сокол», «Маяковская». Любимые места: алтарь с лазурным потолком на станции «Октябрьская», купол в торце «Бауманской» с необыкновенной акустикой.
3. Соцгород. Обожаю район Университета — город социалистического образца. С широкими магистралями, яблочными садами и ансамблевым подходом к архитектуре. Тут по-настоящему чувствуешь отличие Москвы от других городов. Вообще такой должна была стать вся периферийная Москва, но успели реализовать планы только здесь.
Меня очень беспокоит наметившаяся в последнее время тенденция с “восстановлением” памятников. Царицыно, павильон Иофана («Рабочий и колхозница»), обновление исторических станций метро. Все это звенья одной цепи и везде виден один и тот же подход. Возмущает, что все это происходит под сладкой патокой слов о историческом воссоздании, а в результате мы видим грубое упрощение и неумелые имитации. Когда я смотрю на эти “произведения”, сразу представляю потраченные деньги, но не могу рассуждать о художественных достоинствах. Ну не могут архитекторы «Моспроекта» (и не только), проектирующие торгвые центры на Киевской сделать так же, как Казаков или Иофан, пусть убьются, но не смогут, но ведь пытаются и даже берут на себя смелость вносить изменения в первоначальный проект.
Самая болезненная для меня потеря — гостиница «Москва». Ценна она была на мой взгляд, тем что было внутри, сейчас этого нет, то что сейчас есть, нужно разобрать, пусть лучше площадь будет, так честнее. Вообще я за запустение и руинированность в условиях, когда начинают подновлять, заменяя оригинал грубой копией от неумения, и видимо расчитывая на то, что подмены никто не заметит. Значительная часть моих интересов и предметов для изучения связана с Москвой и тем, что в ней находится, так что мне тяжело перенести расставание. Путешествовать, конечно, люблю, но быстро начинаю скучать по дому и мысленно считаю километры меня от него отделяющие.
Comments (2)
yur
19.11.2011 at 21:27
отлично!
Natali Karelina
20.11.2011 at 23:11
какие интересные рассуждение о сохранности исторического наследия. а ощущение, что по газетным заголовкам..
царицыно.. что новодел не поспоришь — но это надо не архитекторам объяснять. это до нашего государства попробуйте донести, что надо беречь руины. только не бросать их на произвол судьбы для дальнейшего разрушения, а именно сохранять и беречь.
а вот насчет доделок к идеям Казакова вы, конечно, погорячились. ведь никто не пишет в заголовках о том, какая работа была проведена по изучению архивов. какие документы, рисунки, планы самого Казакова были найдены.
для вас только ленточку по готовому перерезали.
а вы представляете как ползать по чердаку с дохлыми голубями, чтобы это все померить?
или может вы каждый камень в слякоти-грязи-глине мерили под дождем, чтобы мосты в том же царицыно восстановить?
или придя потом на место, увидели что «высосквалифицированные» рабочие сложили их все равно как ни попадя и совсем не так?
вы даже не представляете какая работа и в каком объеме выполняется людьми, чтобы показать вам москву не только такой какой вы видели ее в течение своей жизни. а сейчас каждый увидев малейшее изменение кричит «новодел и выдумка архитектора»
то есть вы не хотите увидеть кусочки столицы конца 17 века, например?
насчет все того же несчастного царицыно. все знают, что это новодел. но почему-то не каждый задумывается, что в нашей стране это, возможно, лучшая из двух возможных его судеб.
прошу прощения за возможные грубости и сумбур