ИРРИ

Институт русского реалистического искусства

ЗАКРЫТ НАВСЕГДА.

Полузаброшенный и полузабытый район Кожевников, полный старинных заводов и фабрик, несмотря на новодельные бизнес-центры, сохранил храмы, палаты, жилые здания — островки старой Москвы. Это особенное место. В конце XIX — начале XX века здесь находились мануфактуры и фабрики. И одной из крупнейших в Российской империи была мануфактура «Товарищества Эмиль Циндель», позднее переименованная в «Первую ситценабивную фабрику», а затем в «Ситценабивную фабрику объединения Мосхлоппром». Сейчас на внушительной по своим размерам территории бывшей фабрики расположился деловой квартал «Новоспасский», который являлся одним из первых и самых крупных проектов промышленной конверсии в Москве. 14 зданий комплекса были полностью реконструированы, а уникальный архитектурный комплекс сохранен. Есть еще один повод побывать в Кожевниках — в декабре 2011 года в бывшей фабричной котельной с огромной трубой открылся Институт русского реалистического искусства.  За чопорным официальным названием скрывается, без преувеличения, великолепный музей.

ИРРИ

Институт — это ведь не только то место, где обучают, но и сохраняют, передают и развивают традиции научной или иной школы. Конкретно здесь – русской реалистической школы живописи. Это, конечно, не учебное заведение, а в данном случае – культурная институция, совокупность неких направлений, в которых работает музей. В их числе есть и образование: лекции, мастер-классы для детей и взрослых.
После перепланировки и реставрации стен фабричного здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима хранения произведений искусства.

ирри

Основой музейного фонда стала огромная коллекция предпринимателя и мецената Алексея Ананьева, которая начиналась как частная в начале 2000-ых годов и не задумывалась как масштабный проект. Сейчас в ней свыше 6000 полотен. В музее экспонируется 400. Свой интерес к русскому реализму Ананьев объясняет так: «Мне близко и понятно это время: на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни». И эта мысль становится сутью, зерном всей коллекции, в которой нет случайных произведений. За каждой картиной стоит, с одной стороны, уникальная в своем роде, а с другой стороны, легко узнаваемая, очень личная история. Многие авторы, чьи картины сейчас находятся в фонде музея живы и являются нашими современниками. По признанию сотрудников музея –это невероятно важно для осмысления, выявления тех или иных деталей создания картины, которые всплывают в ходе личного общения с художниками.

ирри

ИРРИ

ИРРИ

ирри

Итак, заходим в музейное здание. На первом этаже расположилась сувенирная лавка с привлекательной сувенирной продукцией: открытки, каталоги, литература о живописи, декоративные тарелки и кружки. Глаз падает на симпатичный свитшот с необычным принтом (3000 руб.) . Это знаменитая картина «Над снегами» Георгия Нисского, искусно перенесенная на ткань. Тут можно выбрать друзьям недорогие и оригинальные новогодние подарки. Репродукции — 500-750 руб, сумки — 450 руб., кружки 400 руб., блокноты — 150 руб, открытки и магниты  — 50 руб., а книжные закладки — 30 руб. А мы купили  постер Кокорина «Старый Моряк Копенгаген»: 750 руб в тубусе или 1750 руб в багете.

На первом этаже можно купить билеты. На минус первом этаже находится гардероб. Здесь, кстати, имеются переносные зарядные устройства, которые вы можете взять с собой на осмотр экспозиции, подзарядить телефон и вернуть обратно. Рядом кафе с колоритным названием «Холст, масло» и демократичными ценами. Правда, основательно подкрепиться супами, пастами и салатами можно только по будням, а в выходные дни вам предложат пирожки, сладости и кофе (например, пирожное «картошка» + капучино — 200 рублей).

ирри

Здесь нет шикающих бабушек, а работники музея молоды, дружелюбны и невероятно предупредительны. Нет и толп шумных туристов и скопления оголтелых школьников разных возрастов (да простят меня и те, и другие). Здесь тихо, просторно, много воздуха и хочется бродить по залам часами.

Основная экспозиция находится на трех этажах и распожена в хронологическом порядке. Стоит отметить, что если вы все-таки были в этом музее после его открытия в 2011 году или в последующие годы, то, наверняка, не знаете, что в 2016 году здесь была произведена масштабная реновация музейного пространства (архитектура, дизайн), которое было полностью обновлено. Кроме того изменилась и логика презентации эпох, стилей и отдельных художников. Появился связный рассказ о реалистическом искусстве XX века и истории страны в этот период. Теперь зритель начинает осмотр с первого этажа, а не с третьего. На первом этаже экспонируется один из самых значительных разделов музейной коллекции: живопись рубежа IX – начала XX века. Второй этаж посвящен живописи середины двадцатого столетия и творчеству «шестидесятников». Третий этаж – это работы молодых современных художников.

ирри

ирри

Все залы выкрашены в разные цвета, создающие настроение и поддерживающие его. Особенно выделяется первый этаж, где чувствуется интересное и не самое традиционное решение. Стены здесь насыщенных, сочных, контрастных цветов и подобраны соответственно с экспозицией. В частности, из первого фиолетового «дореволюционного» зала вы оказываетесь в ярко красном «постреволюционном». И этот цветовой переход дает необычный опыт эмоционального перехода из периода Российской империи в новую эпоху. Здесь экспонируются произведения выдающихся мастеров отечественного искусства: Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Исаака Бродского и других художников. С художниками знакомят залы Союза русских художников, ОСТа, АХРРа, 4 искусств, ВХУТЕМАСа и других творческих объединений, организация и принцип работы которых был типичен именно для первой трети XX века.

ирри

ирри

На первом этаже находятся некоторые знаковые произведения всей коллекции. Например, работа Александра Дейнеки – одного из крупнейших мастеров первой половины XX века – «Девушка, завязывающая ленту на голове». Это подготовительная работа для создания монументального живописного полотна, которое сейчас находится в собрании Третьяковской галереи. Ее уникальность заключается в том, что графические работы — огромная редкость для этого выдающегося художника-монументалиста.
Или, например, внушительное собрание полотен Юрия Пименова, в частности, картина «Стюардесса» из серии «Новые кварталы», в которых старая патриархальная Москва сочетается с новой, «прорастающей» Москвой начала 70-ых годов. Тоненькая фигурка стюардессы, идущей по немощённой улочке среди деревянных домов с резными наличниками. Виднеется церковь с шатровой колокольней, а за ее силуэтом нависает высотка – первая ласточка современных кварталов. Над крышами изб взмывают телевизионные антенны…(см фото ниже).

ирри

Еще одна знаковая работа- картина «Овцы пасутся» Аркадия Пластова, которая вторит другому его произведению — культовому «Фашист пролетел» (собрание Третьяковкой галереи). Тот же глубокий осенний день, тот же косогор, стадо овец. Только юный пастушок живой. А в ясном небе пока не видно фашистского самолета. Интересен тот факт, что работа ретроспективная, Пластов пишет этот сюжет в 1944 году, спустя год после своей знаменитой картины, которая, как считают очевидцы Тегеранской конференции, во многом повлияла на решение об открытии второго фронта.

Две знаменитые работы Георгия Нисского «Над снегами» и «В пути» — одни из самых дорогих в коллекции. Алексея Ананьев вспоминал: «Все ожидали, что я буду биться за картину «В пути» на Sotheby’s, но я биться не стал, а купил ее после аукциона. Интерес к ней на торгах проявился, но по тем или иным причинам люди ее купить не смогли, и это сделал я».

ирри

ирри

Поднимаемся на второй этаж на лифте. Здесь цветовое решение стен совсем другое: пастельные, теплые цвета. Это оттепель. И снова цвет дает возможность прочувствовать эпоху на эмоциональном уровне.
Основу экспозиции составляют работы крупнейших художников-«шестидесятников», в число которых входят: Гелий Коржев, братья Сергей и Алексей Ткачевы, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Дмитрий Жилинский, Таир Салахов. Принцип залов здесь тематический. Есть, например, зал с названием «Новая жизнь», посвященный личному досугу человека, его личному пространству: нет особого сюжета, это очень простые сцены из жизни. Есть зал, связанный с профессиональной деятельностью: работа поваров, столяров, медработников. Производственная и космическая темы.

ирри

Останавливаемся возле картины (на фото выше) Льва Котлярова «Медсестрички. Отдых после дежурства» (1956 г.). Котляров — абсолютный продукт советского времени, художник, чьи картины знакомы каждому с детства по хрестоматиям «Родная речь». Летнее теплое утро. На скамейке трое усталых, молодых медсестер. Белые халаты и колпаки, санитарские сумки. Одна из них сидит с закрытыми глазами, вытянув ноги вперед. На ногах туфли на каблуках. В глаза сразу бросаются носки в яркую красную полоску. Странно и неожиданно. Но оказывается, никаких носков изначально не было. Художнику просто не хватило яркого пятна в сюжете, и он решил подрисовать одной из девушек свои собственные носки.

ирри

ирри

Такие маленькие истории связаны практически с каждой картиной в этой коллекции. Поэтому, безусловно, экспозицию лучше всего осматривать вместе с экскурсоводом. Интересно, например, будет послушать о монументальном полотне корифея советской живописи Дмитрия Жилинского «Весна художественного театра» или о редких камерных работах Виктора Попкова, написанных им незадолго до трагической гибели.
Дальше — целая анфилада залов с другим напольным покрытием (колоритно скрипучие деревянные доски), в которых представлены мастера «сурового стиля». Это сюжеты, посвященные Великой Отечественной Войне и советской деревне. Среди них есть невероятно пронзительные, трагические, но в то же время светлые полотна.

ирри

И именно в этих залах находится примечательная работа для всего музея: «Свадьба» Юрия Кугача (на фото выше). Это первая работа всего собрания. Как-то Алексей Ананьев пришел в Третьяковскую галерею и увидел там работу Кугача «Перед танцами», которая произвела на него сильное впечатление. Он спросил у одного из коллег: «Разве работы такого уровня еще продаются?» «Да», — ответил тот. — У Кугача есть еще «Свадьба», тоже музейного уровня». Так эта работа была куплена у самого художника.

На третьем этаже – под самой крышей – картины современных российских художников, многие из которых датированы 2010-ми годами. Коллекция постоянно пополняется. В помещении (и в картинах тоже) много света; цвет стен здесь нежный, спокойный. Среди полотен есть совершенно удивительные: тонкие, точные. Впечатляет галерея работ, посвященных старой и новой Москве: ее улицам, площадям, вокзалам, людям. Среди техник есть необычные варианты. Например, многие художники использовали для создания своих картин фотографии. Раньше это были пленочные снимки, теперь — это фото с мобильных телефонов, которые помогают автору создать оригинальные художественные эффекты.

ирри

Конечно, главное, что «цепляет», задевает тебя в этом собрании картин – это момент личного узнавания. Ты всматриваешься в эти сюжеты и удивляешься тому, как они отзываются у тебя где-то в области солнечного сплетения: это и ностальгия, и тихая грусть, и щемящая радость. Будь то изображение бабули, разбирающей старые елочные игрушки, или девушки, на которой платье сшито из знакомой тебе ткани, и ты словно чувствуешь его фактуру. А может быть это производственный пейзаж БАМа, где работали твои родители; и ты даже слышишь, как бородатые дяди в свитерах на кухнях в щитовых домиках поют под гитару «Веселей ребята, выпало нам, строить путь железный, а короче — БАМ». 

Институт постоянно работает над тематическими выставками. Многие музеи в этом сезоне посвятили свои выставки столетию Октябрьской Революции, и выставка «Александр Лабас. Октябрь» — не исключение: она прекрасно встраивается в эту серию. Здесь представлены в основном графические работы советского художника с очень не простой судьбой, посвященные октябрьским событиям в России в 1917 году. Выставка продлится до 10 декабря.

ирри

ирри
Для каждой сезонного проекта создается свой неповторимый дизайн и экстерьер пространства. Одним из кураторов выставки является племянница Александра Лабаса – Ольга Лабас, которая выступает как наследница творческого права художника. Первый зал посвящен биографии живописца. В нем каждый желающий может посмотреть двадцатиминутный фильм, посвященный Лабасу, в котором Ольга много рассказывает о личном общении с художником. На стенах залов вынесены текстовые высказывания — цитаты из дневников и воспоминаний самого Лабаса. Сам художник вспоминал, что революция произвела на него глобальное впечатление. Пережитое им в 1917 году не давало ему покоя всю жизнь.

ирри

Выставка дополнена фотографиями, сделанными в 1917–ом и последующие годы, которые помогают погрузиться в эпоху революции и немного приблизиться к тому времени. Среди фоторабот: «Начало восстания на Тверской улице», «Баррикады на Арбатской площади в октябрьские дни 1917 года», «Выступление Владимира Ленина на Красной площади» и многое другое. Все фото предоставлены Московским Домом Фотографии.

ирри

Есть на выставке очень редкие работы художника. Например, маслом. Они были написаны под влиянием европейских экспрессионистов. Вообще очень много необычных, экспериментальных этюдов Лабаса: в зеленых тонах или с синей обводкой. Также на выставке выделено место под кинозал, в котором непрерывно демонстрируется художественный фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь».

Как найти: Дербеневская набережная, дом 7, стр. 31. (м. «Павелецкая», м. «Пролетарская»), Деловой квартал «Новоспасский». Первый вторник и последнюю субботу каждого месяца посещения бесплатные.  В другие дни: взрослый — 300 рублей, студенческий — 150 рублей, школьники — бесплатно. В субботу и воскресенье для посетителей ИРРИ — свободная парковка на территории бизнес-центра. Часы работы: вторник – воскресенье с 11.00 до 20.00. Выходной день — понедельник.

Текст — Светлана Бердичевская. Фото Яна Савина.

Предыдущая запись

Следующая запись