Музей Индустриальной Культуры
Прочел заглавие…. и сразу представляются рельсы, чугун выливается из котла, закручивается алюминиевая стружка, Александр Индустриевич из “Я шагаю по Москве” влетает в кабинет ЗАГСа, но никак не мой любимый пластмассовый автомат “Огонек”, или набор индейцев и русской дружины, или конструктор с заусенцами по краям деталей, который был у меня до Лего, или игра “Электроника” про то, как волк ловит яйца! Обычно музей, это анфилада комнат, но тут это огромный ангар — заполненный всем! И над головой висит самолет! Похож на огромную коробку игрушек великана этот склад вещей советской и постсоветской эпохи.
Тут есть велосипеды, игрушки, радиоприемники, мобильные телефоны, печатно-пишущие машины, пылесосы, игровые автоматы, компостеры, двери от вагона метро, кабина лифта, турбина, какая-то ракета, дельтаплан, десятки почтовых ящиков, будильников, фотоаппаратов, инструменты музыкальные и для обработки металла и дерева. Косы, прялки, станки, мотоциклы, катера.
Бывает, что чего-то становится так много, что это перекрывает проход. Тут работающий чёрно-белый телевизор, игровой автомат с игрой про доисторических людей. И ещё несколько сломанных игровых автоматов в процессе ремонта. Целый стеллаж с советской упаковкой, безумно яркие коробочки для чёрно-белой фотоплёнки, пачки папирос, молочные тетраэдры, банки из под мармеладных лимонных долек, от воспоминания о них сахар хрустит на зубах. Спасибо радиолюбителям — они сохранили множество коробочек, потому что прятали туда свои радиодетали.
На вопрос — чего у вас тут больше всего — создатели смеются и говорят: «Утюгов. И стульев. И велосипедов. И приемников. Всего у нас больше всего.» Тут же есть и запасники, и когда чего-то становится через край — стихийно возникает новая экспозиция. Как со стендом старинных компостеров, мясорубок или пылесосов “Ракета”.
Его первый музей. Лев Наумович Железняков (на фото выше), создатель музея, родился в Перово в частном секторе, когда Перово ещё не было Москвой. Сильное впечатление произвела строительная техника, которая сносила их домик с оставшимися игрушками, с детской, с огородом под окнами. Новые жилищные условия не подразумевали ни сада, ни собаки, ни большого количества вещей. Отсюда первое желание собрать свои потерянные игрушки. Выучившись на инженера, Лев Наумович устроился на автомобильный завод АЗЛК. В год юбилея завода ему пришла в голову идея сделать музей со старыми автомобилями и руководство идею одобрило. В заводском архиве Лев Наумович нашёл чертёж странного здания, напоминающего летающую тарелку. По этому чертежу и был создан его первый музей. Сейчас это здание можно увидеть по адресу Волгоградский проспект, д. 42, к.2. Там проходит выставка роботов. В середине девяностых автомобильный завод настиг кризис. С музеем пришлось расстаться, но коллекция Льва Наумовича росла и после нескольких переездов удалось обосноваться в ангаре на краю Кузьминского парка.
Тут есть всё и всего этого очень много. Если вы хотите увидеть велосипеды, то это будет и Гном и Малыш и Школьник и Десна и так далее, со всеми модификациями. Если вы хотите найти красивые велосипедные шильды — их тут целая коллекция. Только приходи изучать и наслаждаться. Откуда это всё взялось? Всё это с радостью приносят люди. Ходят, радуются и вспоминают что у них на антресоли что-то завалялось или на даче стоит ненужное. Вообще тут главное это не систематизация с классификацией и не название моделей разных предметов. Главное, это человеческие чувства. Когда люди ходят и узнают вещи из детства. Вспоминают, как стояли перед радиоприемником и читали на стеклянной панели названия неизвестных городов. И было всё равно сколько в этом радиоприемнике ламп и какой он модификации. И правда — я хожу кругами и вспоминаю.
Страшный лифт, транспортир, Курт Кобейн и Чебурашка. У моей бабушки, когда она жила в старой коммунальной квартире на Пролетарке, в доме был жуткий лифт с жёлтым фонарем. Громыхала дверь, клацал замок, задвигалась ширма и только тогда лифт торжественно, неспешно и неумолимо отправлялся вверх по этажам. Вот тут он стоит в углу и светит свой желтой лампой. Иногда тут встречаются целые комнаты. Например, есть кухня. Стену образует сервант. Раздвижные дверцы и множество ящичков — мелких и побольше. Хочется вскрикнуть — “Дорогой, многоуважаемый сервант”. У нас на кухне в начале девяностых стоял такой. И у ящичка тоже была пластиковая ручка отломана. Я достал ящичек. Даже запах специй внутри такой же.
Попадаю в раздел “Школа”. Манекены в советской школьной форме с пионерскими галстуками. Книга и костёр на шевроне. Куча учебников, пеналов и коричневая доска с транспортиром. Смотришь на неё и так и слышишь: отложили тетради на край стола, достали листочки. Ужас! Вот так воспоминания. Рядом с манекенами пионеров большие деревянные счёты с попугаями. Помните их в фильме “Королевство кривых зеркал”? Однажды позвонил знакомый из киностудии Горького и сказал, что реквизит из этого фильма собираются чуть ли не сжечь. Счёты удалось спасти. А сколько и чего спасти не удалось? А в отделе кинотехники хранится камера, которой снимали мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену.
Рядом отдел музыкальных инструментов. Мигает цветомузыка, инструментов хватит на целый оркестр. Сейчас тут школьники в подвёрнутых штанах подбирают на электрогитаре «Come as you are» Курта Кобейна. Живите долго, мальчишки.
В разделе, посвященном Великой Отечественной Войне, лежат каски, местами проржавевшие, местами простреленные, куски колючей проволоки. Каски достали ребята, которые выискивают и хоронят пропавших без вести солдат. Рядом стальной пласт с торчащими, полурасплавленными револьверами системы нагана. После войны собирали и переплавляли оружие. Такая вот метафора перехода к мирной трудовой жизни.
Дальше как в тумане. Последние несколько лет музей находится на грани выселения и закрытия. Уже подписывали петицию и чего только не делали. У меня появилась дурацкая привычка каждый раз спрашивать: как дела и чем можно помочь. Новая проблема возникла месяц назад — музей приписали к парку Кузьминки, парк поставил свой пост с охраной. Лев Наумович не ждёт ничего хорошего от этого. На вопрос чем помочь, он ответил, что их главное желание — найти инвестора, который бы понимал смысл музея и просто помогал бы ему финансово. Каждые пять минут основателю звонят и интересуются ситуацией. Постоянно кто-то заходит, хлопает его по плечу, обнимает. Кто-то говорит, что он святой, на что Лев Наумович отмахивается и просит бросить это. Если есть намоленные места, то это место нарадованное и наплаканное место. Довольно часто посетители узнают в предмете что-то давно потерянное и забытое и даже слёзно просят им это продать. Но тут ничего не продают принципиально. Но что нельзя продать, то можно подарить. И если в коллекции эта вещь дублируется, то Лев Наумович идёт на встречу и дарит. Ну конечно, не дельтаплан и не кабину лифта!
Музей, его родня и дети. Хорошее — как грибы — разрастается кругами. Вокруг Льва Наумовича и его музея возникло множество кружков по интересам. Тут есть кузница и мастерская, где чинят экспонаты. Кузнец куёт, играет на гуслях, а также обучает игре и делает инструменты. Слабовидящие устраивают Слепые гонки, на сцене во дворе проходят концерты. Вообще же двор производит удивительное впечатление. Тут лежат зубастые морды драконов-аттракционов, артиллерийская установка Катюша, работающая вагонетка. Ну где ещё в Москве можно покататься на вагонетке?! При входе стоят будки таксофонов и советские аппараты по продаже газированной воды. Сложно представить, что в аппарате всегда стоял стеклянный стакан! После того как бросил монетку, выбрал и попил пустую газировку или газировку с сиропом, стакан можно было поставить вверх дном и прополоскать. Даже была московская легенда про чернокожего, который ходил с мешком за спиной от автомата к автомату, пил газировку и не мыл стакан. Когда его поймала милиция, оказалось что он болен сифилисом, а мешок у него полон двухкопеечных монет!
Впрочем, я хотел закончить не московской легендой, а сентенцией о том, что о людях можно судить по тому, как они относятся к животным и детям. На территории музея живёт и кормится несколько собак-дворняг (в будние дни их прячут, так что не бойтесь и приходите). А что касается детей, то тут не только можно всё им показывать и давать трогать, приговаривая: “Смотри какие у меня были игрушки”, но и покатать на советской лошадке. Приёмник для двух копеек переоборудовали в секретную кнопку и можно кататься сколько угодно бесплатно. Только помните, что советская игрушечная лошадка-каталка весьма резвая и надо крепко держаться за её голову. А однажды мне тут починили любимую детскую коляску “Чика”, сломалась самая главная алюминиевая деталь. Из кузницы вышли небогато одетые мужчины и встав полукругом, осмотрели поломку и за минуту всё починили. А на моё желание заплатить им, предложили пожертвовать на музей. Ящик для пожертвований стоит при входе, потому что вход, разумеется, свободный.
Как найти : ул. Заречье, 3А. Ст.м. «Люблино», «Волжская». Ежедневно с 11-00 до 19-00. Телефон для справок 8 916 535-76-84 сайт музея
Текст: Стас Гайворонский. Фотографии и видео — Яна Савина.
Весной 2020 года Музей индустриальной культуры переехал в Тульскую область. Власти попросили музей покинуть территорию, занимаемую в столице. Теперь он будет располагаться в Заокском районе, где не первый год ведется строительство полустанка «Музейный».