Премьера спектакля «Нюрнберг» в РАМТ

"Нюрнберг" в РАМТ

Не так давно мы писали о Российском Академическом Молодежном Театре. Сегодня хотим рассказать об их  премьере — спектакле «Нюрнберг». Режиссер  Алексей Бородин поставил его по известному киносценарию Эбби Манна. Предыстория: в декабре 1961 года вышел фильм «Нюрнбергский процесс», в основу которого легли подлинные события процесса 1947 года, когда на скамье подсудимых оказались 16 высокопоставленных юристов Третьего Рейха. Судил их американский военный трибунал. За потертой стеной темного дерева, с прорезями-окнами, видна панорама ресторана: столики с посетителями, бильярд, снующие официанты, бармен за работой. Стена-занавес поднимается к колосникам. Тихая живая музыка, уютный свет… Мир и спокойствие послевоенной Германии. Именно это место станет в спектакле залом суда, в котором будет слушаться дело о нацистских юристах, создававших правовые поля для законных убийств неугодных режиму граждан не только собственной страны, но всей Европы. Американцы ведут показательные процессы: судят, осуждают, но все чаще оправдывают нацистских преступников. Ведь Советский Союз дышит в спину, «хрупкое» биполярное противостояние капитализма и социализма переходит в более жесткое силовое противостояние США—СССР. Нужно выбирать из двух «зол».

Нюрнберг" в РАМТ

Почему ресторан? Здесь подсудимые ( нисколько не признающие свою вину) тихо чокаются пивом и ведут неспешные беседы. Свидетели аппетитно вкушают десерт, а прокурор опрокидывает одну рюмку за другой. И непонятно, дойдет ли дело до кровавой пьяной драки или все закончится выпивкой на брудершафт? Окончательно еще ничего не определено. Но уже, например, идет давление свыше на судью его же соотечественниками : «Подумайте, нам ведь нужна Германия! Мы должны заручиться поддержкой немцев!» А адвокат произносит свою пламенную речь о том, что подсудимые виноваты не больше любого другого немца, который привел Гитлера к власти и поддержал режим. Но кульминация происходит тогда, когда один из осужденных, обличая самого себя и одновременно всю Германию, говорит о том, что он (и каждый) хотел только как лучше: страна должна была уйти от нищенской демократии, которую разрывало изнутри, к национал-социализму, чтобы подняться с колен после «великой депрессии».

Но вот вихрем вдруг врывается на сцену праздничная процессия по случаю дня дурака: маски, яркие колпаки, шутовские шапки, флаги, танцы! Смотрите, это всего лишь карнавал! Большая политика – вещь не «без дураков». Суд, исход которого уже предопределен. Да, осудят пожизненно и посадят. Но уже через пять лет они будут свободны. Именно поэтому подсудимые, продолжающие спокойно беседовать за кружкой пива, так спокойно прощаются друг с другом, в то время, когда им зачитывается тяжелый приговор. Это не частный случай, это принцип большой политики. Все — карнавал. День дурака.

Нюрнберг в РАМТ

Несмотря на то, что весь спектакль состоит из длинных, увесистых, тяжелых по своей сути монологов и диалогов, смотрится он с увлечением и напряжением. Возникает ощущение просмотра большого кино. Впечатление усиливается массовыми сценами. В постановке занята практически вся труппа театра, и на сцене одновременно могут находиться несколько десятков человек. Но в кино есть камера, выдергивающая крупные планы, в театре все с одного ракурса. Точное симультанное существование, например, тридцати актеров на сцене, где каждый безупречно взаимодействует с происходящим и друг с другом – тяжелый труд и умение.

Нюрнберг в РАМТе

Помнить, не повторять, суметь сохранить себя. Все это безусловно заложено, как в самом тексте Манна, так и в спектакле Алексея Бородина. Но было бы, конечно, глупо отрицать сверхактуальность «сюжета» по отношению ко дню сегодняшнему. А какие акценты сделает каждый из зрителей – дело его собственной внутренней позиции. Смотреть и расставлять акценты настоятельно рекомендуется!

Ближайший спектакль — 31 октября, в 19-00, продолжительность спектакля 2 часа, без антракта. https://ramt.ru/

Светлана Бердичевская.

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись