Крамской

«Гости съезжались на дачу»

Первоначально слово «дача» обозначало участок земли, либо принадлежавший государству, либо полученный дворянином за службу или приобретенный им. данную кому-либо за службу. С XVIII века дачами стали называть места летнего отдыха и небольшие наемные помещения, сдаваемые на лето, как правило, в подмосковных усадьбах. Первой дачей в этом понимании стало Свиблово (Свирлово) Плещеевых (ныне в черте Москвы), нанятое голштинским герцогом Карлом-Фридрихом в 1722 г., которого можно считать первым подмосковным дачником. Таким образом, с того времени дача стала одной из функций усадьбы. 

на дачу

После Отечественной войны 1812 г. организация дач была связана с дальнейшим развитием Московского университета и привлечением в него значительного числа разночинной интеллигенции, которая обычно не имела своих усадеб в Подмосковье. А настоящий расцвет дач приходится на пореформенную эпоху. Тогда Москва со всех сторон оказалась окружена дачными местностями. Очень много их было к востоку и северо-востоку от города, на современной территории Восточного округа. Феномен дачи конца 19 — начала 20 века в культуре России обусловил превращение ее в устойчивый элемент жизненного уклада, не умирающий и по сей день.
Дача – это философия и близость к природе. Здесь все очень просто и сложно одновременно, здесь можно то, что нельзя себе позволить в городе, но с другой стороны существует свои неписаные правила жизни и поведения. «Дачный этикет», опубликованный в одном из «дачных» изданий предписывал: «Деревенская или дачная жизнь может быть определена тремя словами: простота, гостеприимство со стороны хозяев и скромность со стороны посетителей. Приезжающие провести лето в свое имение или в нанятую дачу делают визиты первые, сначала правительственным лицам, а затем соседям, с которыми желательно вести знакомство. В деревне принято подавать посетителям легкую закуску, в какой бы час они ни явились, причем хозяйка дома не должна спрашивать, желают ли гости чего-нибудь, а незаметно отдает приказание прислуге принести закуску, заранее предусмотрительно заготовленную на всякий случай. Когда гости приглашены погостить на несколько дней, хозяева должны как можно менее стеснять их личную свободу, иначе визит становится пыткой для посетителей. Прежде всего, нужно помнить, что городской житель наскучил городским этикетом и образом жизни. Стакан парного молока, поданный коровницей в саду под тенистым деревом, кажется ему вкусней всяких гастрономических утонченностей в раззолоченных гостиных».

Традиции CozyMoscow

«ДАЧИ И ЦЕНЫ»

Чтобы жить на даче с конца апреля — середины мая по вторую половину августа — сентябрь, не требовалось быть очень состоятельным человеком. Служащий средней руки вполне мог позволить себе и своей семье такое удовольствие. Дача, стоившая за сезон 250 рублей считалась очень роскошной и дорогой. Для сравнения: в те годы чернорабочий зарабатывал 30 рублей в месяц, полицейский получал жалованье в размере 40 рублей, инженерам платили 120.
Увеличение железнодорожного тарифа в 1909 г., т.е. удорожание железнодорожного сообщения привело к тому, что цены на дачи стали падать.

Как писала газета «Голос Москвы»: «Жизнь в Москве настолько тяжела для людей с малым и средним достатком, что никакая погода не удержала бы их в мае месяце в городе. Нашлась причина более серьезная: увеличение железнодорожного тарифа. Когда вместо 17 коп. за проезд приходится платить 33 к. – задумаешься. Для человека, живущего исключительно личным заработком, 20 -50 коп. в день — играют роль. Дачевладельцы это великолепно поняли и еще задолго до того, как определилась погода, понизили цены на дачи. В живописной местности на 17-й версте по Брянской дороге дачи, которые ходили прежде по 180 и 250 руб., теперь предлагаются по 150 и 200 р.».

Тогда подешевели все дачи, к которым нужно было добираться по железной дороге: в Косине, Кускове, Перове и др. В стоимость дачи входил не только сам дом, но и сарай, обычно кухня и ледник, рядом с ним и даже дрова для отопления в холодную погоду, как правило, в апреле-мае и сентябре. Тогда врачи советовали находиться на даче как можно дольше и возвращаться в город с первыми продолжительными холодами. Они же считали, что северные и северо-восточные окрестности Москвы благоприятны для человеческого организма.

CozyMoscow

Для привлечения дачников некоторых дачных местностях, в частности в Богородском и Кускове были трактиры и рестораны, что свидетельствует об их популярности и зажиточности дачной публики. Автором проекта кусковского ресторана, сооруженного по заказу владельца Кускова графа С.Д.Шереметева был архитектор Н.В.Султанов. Начиная с 1883 года, из приобретенного деревянного дома в селе Успенском, он создал новые парковые постройки: «а). Ресторан с галереей для публики; в). Беседка для музыкантов; с). Вокзал для танцев. При ресторане в саду в 1885 г. им была сооружена «новая танцевальная зала».

В Богородском работало четыре ресторана, где звучала «живая музыка» балалаечников и гитаристов и развлекали посетителей «электрические оркестрионы» Ю.Г. Циммермана. Кроме того, при Богородском театре имелись кегельбан, биллиард, богатый буфет «с погребами, набитыми льдом», а с 1913 года еще и синематограф, оборудованный первоклассным по тем временам аппаратом фирмы Патэ.

CozyMoscow

«ДАЧНЫЕ ТИПЫ»

Дачная жизнь уравнивала всех, твоим соседом мог оказаться кто угодно: отставной солдат, купец, студент, курсистка, офицер, чиновник, университетский профессор. Журнал «Зритель общественной жизни, литературы и спорта» в 1863 г. разделил дачников Богородского на два типа: «Дачников в собственном смысле составляют люди богатые, знатные, именитые , так что здесь нередко попадаются даже коллежские асессоры ( есть даже один надворный советник ). Дачники-деревенщина уступают своим согражданам как в богатстве, так и в высокости чина. Вообще же, богородец принадлежит к кавказскому племени, нередко красив лицом, исповедует христианскую веру, толков и согласий не допускает, склонен к семейной жизни, трудолюбив, общителен, ласков и при умеренной жизни доживает до восьмидесяти двух лет….»

Дачники на даче приобретали совсем другие ипостаси, оказывавшиеся важнее чинов важнее чинов: комичные дачные мужья, дачные ловеласы и любительницы мужчин, бесконечно музицирующие легкомысленные барышни и невежественные репетиторы, заезжие гости-родственники-прихлебатели и др. Эти «типы», кажутся сошедшими со страниц беллетристической литературы, ведь недаром значительную дань «дачному жанру» отдал молодой А.П.Чехов.

Дачный муж, наведывавшийся к семье на выходные, либо с утра выезжавший на работу, а к вечеру, обвешанный пакетами и свертками, возвращавшийся из Москвы, был постоянной мишенью для шуток и насмешек. Журнал «Дачник» в 1912 году предлагал новые «дачные» поговорки и пословицы: «назвался дачным мужем — таскай из города кульки» или «кто на даче не живал, тот кульков не таскал». «Дачная фауна», выделенная в отдельный раздел, знакомила читателей с разновидностями «дачных животных»: «верблюдом» — дачным мужем, «животным вьючным, выносливым», «оленем» — дачным мужем, имеющим миловидную супругу.

Некоторые типажи априори взывали агрессию, например, безобидные велосипедисты или, по тогдашнему, циклисты. Особенное же возмущение степенных дачных граждан вызывал чрезмерно, по понятиям того времени, обтягивающий наряд велосипедистов. Немногие смелые дамы-циклистки, сменившие юбку на штаны, взывали еще большее негодование. Циклистов даже старались не приглашать к себе наиболее добропорядочнее семьи. Для того чтобы извести этих возмутителей спокойствия с их стремительным передвижением и звонками, дачники нередко перекапывали канавами дороги. Мальчишки травили их собаками, да и взрослые кидали палки и камни.

Окрестности Москвы. Перово-CozyMoscow

«Дамы и кавалеры — купание раздельно!»

Одной из примет дачных местностей были большие водоемы, в которых днем купались дачники, ведь без летнего купания дача – не дача. В Косине, Кускове, Перове, Черкизове и др. местностях пруды были оборудованы купальнями. Так тогда назывались длинные платформы с бортами, с которых шли лестницы в воду, ограниченную параметрами купальни, которая, по сути, была как бы водоемом в водоеме.

Дырки в стенах купален, как правило позволяли желающим наблюдать за купающимися. Художник К.А. Коровин в своих воспоминаниях описал типичную сценку у купальни в Кускове: «На пруду, как в зеркале, отражаются большие деревья, и вечернее солнце освещает деревянные купальни. Мы прошли по мостику. В купальне пахло водой. На деревянных лавочках какой-то кудрявый молодой красавец одевался. Он был высокого роста, элегантно завязывал галстук. Надев шляпу и взяв трость, он прошел внутрь купальни, согнулся и смотрел в щелочку соседней купальни. Обернувшись к нам, он весело звал рукой, сказав:
— Сосед, пойдите сюда. Александр Григорьевич подошел.
— Посмотрите-ка, — сказал молодой человек, — купаются… Прехорошенькая одна… Интересно. Это я дырочку провертел…
И франт рассмеялся.
— Это что же вы делаете, милостивый государь, — сказал Жеребков строго. — А знаете ли, какая за это ответственность? 136-я статья устава особого положения и 232-я уголовного…
— Пустяки, — сказал, смеясь, молодой франт.
— То есть как пустяки? Позвольте, позвольте… А если моя жена купается?
— Ерунда. Какая жена. Жена неинтересна, немолода… Вот племянница ваша очаровательна… Я прямо влюблен. Красота. Афродита…
— Какое же вы имеете право? — говорил, задыхаясь, Жеребков.
— Какое право? Бросьте ерунду. Я теоретик искусства, эстет… Вы же не понимаете красоты. У вас нет возвышенных чувств… Купаетесь с пузырями… Вас не восхищает красота. Вы не эллин, а обыватель…
И он, проходя, сказал мне тихо, смеясь:
— Ну и сердитый сосед у нас — я ведь все нарочно, там никто и не купается.
— Видели? — говорил Жеребков, волнуясь. — Вот этот голубчик с соседней дачи. Какова скотина, а? Слышали? А она с ним познакомилась. Странное время… Нравы — ужас!». Этим франтом был знаменитый режиссер Е.Б. Вахтангов!

на даче

Появление фотоаппаратов моментальной фотографии в конце XIX века сделало купальни и купающихся излюбленными дачными фотосюжетами. Зачастую фотографии были отсылаемы самим моделям и их ближайшим родственникам, особенно мужьям и потенциальным женихам.
Однако из-за обилия дачников купален не хватало и многие купались за их пределами. Обычно один берег пруда неофициально считался мужским, а другой женским, т.к. обычно купались без купальных костюмов, как в купальнях, так и с берега.

Едва ли не единственным дачным местом, где не было купания, осталось Богородское. «Село, расположенное за Яузой, сообщается конно-железной дорогой, отличается изобилием недорогих […] дач и отсутствием купанья, так как Яуза донельзя загрязнена фабричными отбросами», — сообщал «Спутник москвича» за 1890 год.

Уж какая здесь «природа»,
Если дач миллион кругом,
И такая тьма народа,
Словно в городе большом!
Лавки, пыль, театра зданье,
И трамвайные звонки,
И… «примерное» купанье
В волнах Яузы-реки.

Так пели Богородские дачники! Хотя большинство их все же купалось не в Яузе, а ходило в соседнее Черкизово на Архиерейский пруд.

CozyMoscow

«Дачная Мельпомена»

Несмотря на традиционные жалобы дачников на летнюю скуку, развлечений у них было достаточно. Центром дачный жизни обычно был «круг» — круглая площадка, где по вечерам собирались самые активные представитель дачного населения, преимущественно, молодежь. Так было в Богородском, Вешняках, Сокольниках. На кругу была эстрада, на которой выступали заезжие артисты и музыканты, театральные труппы. Некоторые постановки делались своими силами. Как правило, на представлениях почти всегда был аншлаг. Там же устраивались и дачные балы. Чрезвычайно популярными были балы в Богородском, куда приезжали гости не только из соседних поселков, но и из самой столицы. Как свидетельствует один из современников, отправиться в Богородское, протанцевать там часть ночи и, как ни в чем не бывало, возвращаться пешком — считалось делом вполне обыкновенным. Все расходы по устроению таких вечеров дачники, брали на себя, объявляя на них подписку.

Самый известный и посещаемый круг был в парке в Сокольниках. В центре его стоял большой павильон с концертным залом, выстроенный к коронации Александра III в 1883 г. по проекту московского архитектора Д.Н.Чичагова. Здесь за умеренную плату давались не только серьезные концерты, но ставились иногда целые оперы русских классиков, устраивались балы, по средам и воскресеньям играл военный оркестр, проходили спектакли и танцевальные вечера и концерты, выступали, как и оркестры, так и отдельные музыканты и певцы, среди них знаменитые Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. 20 июля 1901 г. на кругу в Сокольниках был устроен бенефис дирижера Н.Р. Кочетова. В 1908 и 1910—1911 гг. — дирижером летних симфонических концертов «на Сокольническом кругу» был К.С. Сараджев (Сараджянц), впоследствии народный артист Армянской ССР (1945 г.). Он охотно исполнял новинки русской и западноевропейской музыки. Журнал «Дачник» в 1912 г. писал: «На Сокольничьем кругу играет прекрасный симфонический оркестр…» В том же году 7 августа здесь был исполнен Первый фортепианный концерт С.С. Прокофьева. «Это было первое его исполнение и вообще первое мое выступление с оркестром, как пианиста»,- вспоминал С.С. Прокофьев.

С Сокольниками соперничал дачный театр в Богородском. Первые известия о нем относятся к концу 1870-х годов. Тогда местный кружок любителей драматического искусства «Почин» под руководством Р.Р. Вейхеля стал давать спектакли на дачах Ляховой и Ивковой. Пик деятельности Богородского театра приходится на начало 1880 – середину 1890-х годов, когда здесь стабильно работал Р.Р. Вейхель. Подбор исполнителей был безупречен, приглашались звезды первой величины – например, выдающиеся русские актеры Ф.П. Горев и Н.П.Рощин-Инсаров. Последний особенно часто появлялся на местной сцене, его богородские бенефисы неизменно становились крупными событиями культурной жизни Москвы. В 1880-х годах в Богородском несколько раз выступал В.П. Далматов. Не раз выходил на сцену в Богородском и М.В. Лентовский, прославленный московский антрепренер и актер. В 1900 г. к летнему театру на кругу в Богородском было подведено электрическое освещение.

Заметно выделялся и Перовский театр Общества дачников Перова, Шереметьева и Чухлинки. Среди его постановок была одна из первых сценических интерпретаций «Преступления и наказания», поставленная В.Н.Андреевым-Бурлаком. А каждую неделю игрались детские спектакли и по воскресеньям для детей устраивались балы, поэтому этот театр так и назывался – «Семейным».

Существовал свой дачный театр и в Кускове. Антрепризу здесь одно время держал С.И. Зимин, впоследствии хозяин Московской частной оперы. Поэтому в 1903 году, например, и в печати, и в театральных кругах Москвы весьма лестно отзывались об этом театре.

Помимо спектаклей постоянных дачных театров есть уникальные примеры дачных постановок «на вольном воздухе, сделанные для дачников и москвичей». Так в июне 1913 года в Сокольниках, на большой поляне неподалеку от Ширяева поля театр под открытым небом «Романтики» дал спектакль «Потонувший колокол» по сказке Г. Гауптмана. Его зрителями было более 6 тысяч человек. К сожалению, несмотря на грандиозный успех театр вскоре распался.

Именно в дачных театрах публика впервые знакомилась со многими театральными новинками. С другой стороны в погоне за зрителям театрам приходилось постоянно обновлять репертуар, что не могло не сказаться на качестве и привлекать далеко не лучших актеров, в расчете на невзыскательность дачной публики. Поэтому московский журнал «Развлечение» имел полное право иронизировать:

Для «дачной Мельпомены»
Открыт театров ряд,
И крошечные сцены
Спектаклями сулят…
И дачник наш московский
Там зрит «искусства пир»:
Калечится Островский,
Увечится Шекспир…

на даче

Дачный сезон в разгаре! Используете же его по полной программе, как наши предки, дорогие друзья!

Текст — писатель и историк Михаил Коробко.

Comments (5)

  • Диана

    24.03.2012 at 16:31

    Шикарный текст, спасибо

  • Julia

    25.03.2012 at 09:59

    Да, мы тоже в восторге:)

  • Недомосквич

    11.09.2013 at 17:04

    Дача — филиал ада на земле. Где-то давно встретил такой афоризм, и он мне очень понравился.

  • Ольга

    14.08.2022 at 12:50

    Муж двоюродной тёти в своих воспоминаниях о детстве, написанных в возрасте за 90, отдельный кусочек посвятил ожиданию дачи, переезду на дачу и т.д. (период, видимо, начало и середина 1910-х).

  • Ольга

    15.08.2022 at 09:48

    Уважаемый Недомосквич, дача и дача это, как говорится, две большие разницы. Примерно как браслет с ожерельем и кандалы с виселицей. Приведённое Вами высказывание явно относится к совершенно определённому типу дач и соответствующему типу летней жизни.

Leave a comment

Предыдущая запись

Следующая запись