театр

32 СТАРЫХ И НОВЫХ СПЕКТАКЛЯ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ МОСКВЕ

Когда я  делала обзор любимых спектаклей для Cozymoscow в первый раз, казалось, что можно бесконечно долго их перечислять. Мы неоднократно обсуждали необходимость дополнить список и расширить географию спектаклей. Этим летом ревизия списка оказалась как никогда кстати. Мы хотим поддержать театры, которые лишились своей надежной опоры и той самой «четвертой» стены, без которой сложно представить нормальное функционирование театральной экосистемы — зрителей. Надеемся, что вы сможете воспользоваться нашими рекомендациями, как только театры распахнут свои двери.

мхт им чехова

МХТ имени А.П. Чехова. 

1. «Боюсь стать Колей». Пьеса уральского драматурга Ивана Андреева «Боюсь стать Колей», победившая в конкурсе «Евразия» и вошедшая в десятку лучших пьес 2016 года по итогам конкурса «Кульминация», на сцене МХТ впервые прозвучала на одном из вечеров цикла «Круг чтения», посвященном современной драматургии. Эта комедийная история смотрится на одном дыхании, гарантирует положительные эмоции и смех сквозь слезы.

2. «Спящий принц». И снова комедия в театре, ведь один из частых запросов – «на какую комедия посоветуете сходить»? Предлагаем вариант, где отсутствует плоский юмор. Добрая и отчасти сказочная история о великой силе любви по пьесе английского драматурга Теренса Рэттигана —  для вас и ваших родителей. 16+.

3. «XX век. Бал». Пластический спектакль Аллы Сигаловой без слов, стремительно промчится перед вашим взором. Вспомнить этапы ХХ века, разглядеть детали костюмов (их более 500), переосмыслить ключевые события, через которые прошло наше общество – все это за 2 часа и один антракт вам вполне удастся.

Театр ПРАКТИКА.

4. «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании» – студенты ГИТИСа мастерской О. Кудряшова подготовили вербатим о величайших дирижерах. Под взмахом их палочки рождается музыка от Брамса, Верди до Бетховена. Глядя на сцену на протяжении всей постановки, сложно поверить, что эти артисты еще студенты. Они представляют дирижеров смело, дерзко, талантливо. Каждый персонаж у них имеет свое темпераментное, уникальное лицо.

5. «Созвездия». Перед нами Он и Она, и с первой произнесенной репликой завязывается клубок отношений, у которого благодаря задумке авторов есть множество вариантов развития. Каждый поступок, каждое принятое решение существует во всех возможных вариантах одновременно. С первого до последнего брошенного слова спектакль не отпускает и держит внимание зала. Потрясающий опыт для рефлексирующих зрителей.

Театр.док.

6. «Человек из Подольска». Версий постановки известной пьесы Дмитрия Данилова становится все больше, но мы настойчиво рекомендуем отведать версию Театра.док, которая была одной из первых. То ли слишком абсурдный, то ли слишком реалистичный сюжет: московское отделение полиции превращается в пристанище интеллектуалов, где вместо пыток используют такой опросник, что можно не только растеряться, но и вообще остаться с чувством острой пустоты и никчемности собственной жизни.

сти

СТИ

7. «Один день в Макондо»  — это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным спектаклем студентов ГИТИСа «Сто лет одиночества» по роману Габриэля Гарсии Маркеса. Спектакль длится почти целый день: с часу дня до позднего вечера, предусмотрено несколько антрактов и обед в латиноамериканском стиле в одном из самых уютных театральных фойе Москвы. Приходите всей семьей, наслаждайтесь пением и танцами молодых «женовачей» и окунитесь в историю Маркеса со страстью.

8. «Шествие». Поэма Иосифа Бродского «Шествие» оживает в театральном фойе СТИ и даже на лестнице, ведущей в зал. Изначально спектакль был задумкой студенческой, педагог ГИТИСа по сценической речи Вера Камышникова вложила в уста актеров реплики Бродского, и этот учебный спектакль снискал славу, все, кто успел попасть на него в ГИТИСе слыли счастливчиками. Сегодня эта возможность есть и у вас – один из самых красивых театров города добавил «Шествие» в репертуар. Будьте готовы: спектакль начинается с вешалки в буквальном смысле слова.

театр имени вахтангова

Театр им. Вахтангова.

9. «Наш класс». Тадеуш Слободзянек написал пьесу, название которой призывало осознать трудные уроки истории — «Наш класс. История в 14 уроках». Действие начинается в маленьком городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей — польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса — прослеживаются до наших дней. У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне. 18+.

10. «Пер Гюнт». Одно из самых популярных произведений Ибсена, очень непохожее на другие его пьесы. Это романтическая поэма, насыщенная поэзией природы, в руках режиссера Юрия Бутусова претерпела изменения, и в фирменном стиле Бутусова преподносится публике. Как и в случае со спектаклем «Бег»: вы либо полюбите безоговорочно трактовку, либо покинете зал в недоумении. Выбор за вами.

Гоголь-Центр.

11. «Мизантроп». Комедию Мольера ставит один из самых многообещающих молодых латвийских режиссеров Элмар Сеньков. За основу «Мизантропа» взят не классический перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник 1957 года, а текст Дмитрия Быкова, написанный специально для спектакля.  Время действия — наши дни, эпоха  социальных сетей и блоггеров. В главной роли — Александр Горчилин, который называет своего героя «недочацкий и недогамлет».

Театр Около Дома Станиславского.

12. «Три мушкетера». Впервые Юрий Погребничко поставил «Трех мушкетеров» в 1972 году по приглашению Камы Гинкаса и Генриетты Яновской в Красноярском театре. Спектакль многократно видоизменялся, а его сегодняшняя версия — один из главных хитов театра «Около». Здесь приключенческая история про Францию XVII века — одна из самых тиражируемых книг послевоенной России — будто прочитывается на наших глазах советским дальнобойщиком и его тремя коллегами: Атосом, Портосом и Арамисом. Настоятельно рекомендуем для семейного просмотра, будет очень смешно.

Мастерская Петра Фоменко

Мастерская П. Фоменко.

13. «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Сначала был Чарльз Сэмуэль Аддамс – автор знаменитой «Семейки Аддамсов» (семьи фриков, живущих в странноватом и сюрреалистичном хоррор-мире). Именно он стал прототипом главного героя. А ещё был немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бёртона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. Вдохновившись известными и даже хрестоматийными образами, создатели спектакля придумали новых героев для своей истории. В итоге получилась отменная черная комедия.

РАМТ

14. «Дом с башенкой». Если прошлое не отпускает, саднит, рвет душу и не дает идти дальше, стоит попробовать мысленно вернуться назад и избавиться от старой боли, испытав ее с удвоенной остротой. Именно этот путь интуитивно, словно бы на ощупь выбирает герой спектакля, в основу которого лег ранний автобиографический рассказ выдающегося русского прозаика и сценариста Фридриха Горенштейна. И вот взрослый человек превращается в маленького мальчика, заброшенного войной в заснеженный городок где-то в российской глубинке.

15. «Черная курица». Антоний Погорельский сочинил сказку «Черная курица, или Подземные жители» для любимого племянника Алеши — будущего знаменитого поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. В свой волшебный, в чем-то гофмановский сюжет он вложил несколько важных педагогических наказов: будь послушным, скромным и трудолюбивым, не задирай нос, не лги и всегда держи слово, чего бы тебе это не стоило.

16. «Зобеида».  Сказочная трагедия о вечной борьбе добра и зла по пьесе Карла Гоцци. Прекрасная Зобеида счастлива в браке с Синадабом, царем Самандаля, но жрец Абдалак открывает ей ужасную тайну: ее муж —  колдун и завтра превратит ее в корову, потому что так поступает со всеми своими женами, ибо теряет после 40 дней к ним всякий интерес…

17. «Манюня». Светлая, пропитанная солнцем, смешная и лиричная история о детстве, о двух девочках-подружках Наринэ и Манюне, постоянно попадающих в курьезные ситуации, грозной Ба, геройской Каринке и прочих жителях армянского городка Берда.

спектакль папа

ТОТ (ex. Табакерка)

18. «Матросская тишина» по опальной пьесе 1958 года Александра Галича стала громкой премьерой нового сезона в Театре Олега Табакова. Главную роль спустя 29 лет вновь играет народный артист России Владимир Машков. Единственный смысл жизни Абрама Шварца — его талантливый сын Додик, музыкант. Узнав о его успехах в московской консерватории, Абрам приезжает повидать своего мальчика.

19. «Ревизор» — это легенда Театра Табакова. И если «Матросская Тишина» — легендарная трагедия, то «Ревизор» — легендарная комедия. Спектакль, на котором смеялись все, немало побродил по свету и вернулся в свой дом. Вслед за Николаем Гоголем Сергей Газаров в «Ревизоре» исследует природу фантастического обмана. Как вышло, что тот, кто «мошенников над мошенниками обманывал», сам так жестоко обманулся?

20. «Моя прекрасная леди» – классическая версия мюзикла Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу о бедной цветочнице Элизе Дулиттл и выдающемся лингвисте и педагоге по фонетике, сэре Генри Хиггинсе.  Режиссер-постановщик: Алла Сигалова.

21. «Голубой щенок».  Первый в истории Театра Олега Табакова спектакль для детей. В музыкальном спектакле режиссера Никиты Владимирова прозвучат знакомые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты нашего Театра.

22. «Катерина Львовна». Еще одна работа Аллы Сигаловой в ТОТ —  история жизни купчихи Катерины Измайловой, героини повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Главную роль блистательно исполняет Ирина Пегова.

Современник

Современник.

23. «Папа».  В пьесе парижского драматурга Флориана Зеллера сочетаются пронзительная трогательность и почти детективная интрига. Отцу и дочери трудно понять друг-друга. В ролях  Сергей Гармаш (отец) и Виктория Толстоганова (дочь).

Центр имени Вс. МЕЙЕРХОЛЬДА (ЦИМ).

24. «Солнечная линия». После семи лет брака Барбара и Вернер схватились в битве не за жизнь, а насмерть. В пять утра они ведут нескончаемый диалог, пытаясь преодолеть преграду взаимногонепонимания. Семейный скандал в спектакле Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева поднимается до уровня метафоры человеческих отношений вообще.

25. «По-Чехову. Три сестры». Тот случай, когда современный, актуальный театр ищет опору в прошлом. Еще во время учебы в Школе-студии ученики худрука ЦИМа Виктора Рыжакова, теперь театр «Июльансамбль», начали готовить спектакль «Три сестры». И вот на самой экспериментальной московской площадке появилась русская классика. Но появилась в современном прочтении. О Чехове небанально!

26. «Современный концерт». В этом спектакле не произносится ни одного слова, но рассказывается история всего XX века. Хиты прошлых лет используются как документ времени. Каждое десятилетие рождает новый стиль, каждое политическое потрясение – протест; протест рождает субкультуру, которая формирует новую музыку.

Театр Наций.

27. «Иранская конференция». В Копенгаген на саммит, посвященный проблемам Ирана, приезжают  представители местной интеллигенции. Выступают три профессора, две журналистки, политолог, писатель, дирижёр и поэтесса. Однако уже после выступления первого участника становится ясно, что далеко не все так просто… На сцену выходят Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Станислав Любшин и другие ведущие артисты, но дело не только в звездном актерском ансамбле – дело в самой пьесе Ивана Вырыпаева, именно она является мощным локомотивом и движущей силой всего действа.

театр имени пушкина

Театр им. Пушкина. 

28. «Добрый человек из Сезуана». Пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставшая культовой  благодаря Театру на Таганке, обрела новую жизнь в постановке одного из самых ярких современных режиссеров – Юрия Бутусова. Это история о проститутке Шен Те, неожиданно обласканной богами. Но, чем больше добра делала Шен Те, тем больше бед сыпалось на ее голову. Пока не появился вдруг ее двоюродной брат, жестокосердный Шуй Та…

29. «Рыцарь пламенеющего пестика». Иногда любовь зрителя к театру переходит все границы. Во время спектакля «Лондонский купец», глубокомысленного и скучного представления, на сцене внезапно появляется пара зрителей. У них есть несколько советов по «улучшению» пьесы: место действия должно быть поэкзотичнее, рыцарь должен совершать подвиги, а также стоит добавить песен и танцев… Неугомонная парочка предлагает на главную роль своего племянника Ралфа, артиста-любителя. Ралф забирается на сцену, и так «Лондонский купец» становится «Рыцарем пламенеющего пестика».

30. «Гардения». Трогательная и драматичная история четырёх поколений одной польской семьи в исполнении Александры Урсуляк, Анастасии Лебедевой, Эльмиры Мирэль и Натальи Ревы-Рядинской. Судьбы матери, дочки, внучки и правнучки тесно переплетены, но каждая героиня отчаянно пытается не быть похожей на свою мать. Но от судьбы не уйдешь.

31. «С_училища». Любовь, предательство, убийство и прочие страсти-мордасти в истории отношений студентки ПТУ и преподавателя философии. Смесь мелодрамы и трагикомедии. Пьеса была написана драматургом Андреем Ивановым в 2016 году во время Международной драматургической лаборатории в Минске.

32. Материнское поле. Можно ли пересказать повесть Чингиза Айтматова «Материнское поле»? Как подобрать слова, если семейное счастье в одночасье прервала война. Пластический спектакль без слов режиссера Сергея Землянского – это попытка погрузить зрителя в сюжет знаменитого произведения писателя языком тела.

Текст — Ольга Хайкина, создатель театрального блога  Localdramaqueen.moscow

Фотографии предоставлены пресс-службами театров. Заглавное фото  — Яна Савина.

Предыдущая запись

Следующая запись